Лидерами по темпам прироста грузооборота стали порты Каспийского и Арктического бассейнов. Самые холодные порты нарастили грузооборот на 21,9%, до 12,7 млн т. Во многом за счет перевалки наливных грузов, однако объем перерабатываемых сухих грузов также показал рост: 8,2 млн т (+25,2%) и 4,5 млн т (+16,4%) соответственно. Сабетта и Кандалакша за 2 месяца показали двукратный рост грузооборота. Так, порт Сабетта в январе – феврале 2018 года нарастил объем перевалки на 215,3%, до 1,9 млн т. А стивидоры порта Кандалакша – на 229,7%, до 0,3 млн т. Обе гавани специализируются на перевалке наливных номенклатур.
Порты Каспия впервые за долгое время демонстрируют положительную динамику. Причем увеличилась перевалка как сухих грузов до 0,47 млн т (+14,1%), так и наливных – 0,38 млн т (рост в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.). За 2 месяца 2018 года общий грузооборот всех 14 операторов морских терминалов Каспийского бассейна увеличился до 851,1 тыс. т, что на 58% выше, чем за аналогичный период 2017-го. В итоге порты Каспийского бассейна стали лидерами по темпам прироста грузооборота. Рост показателей обусловлен трехкратным увеличение перевалки наливных грузов: с 127,9 тыс. т за 2 месяца прошлого года до 382,4 тыс. т по итогам января – февраля 2018-го. Объем перевалки сухогрузов также превзошел прошлогодние показатели – рост составил 14,1%, до 468,8 тыс. т. Более 50% процентов приходится на долю АО «Махачкалинский морской торговый порт». По динамике роста объемов перевалки грузов он стал абсолютным лидером среди российских портов на Каспии.
На Дальнем Востоке все спокойно Уверенный рост показателей и в этом году демонстрируют порты Дальневосточного бассейна. С начала года они обработали 29,6 млн т, что на 2,3% выше показателей прошлого года за аналогичный период. Из них объем перевалки сухих грузов составил 17,7 млн т (+ 7,9%), наливных грузов – 11,93 млн т (-5%). Малые порты региона демонстрируют наибольшие темпы роста грузопотока. Так, порт Зарубино с начала текущего года увеличил объем перевалки грузов на 89,6% по сравнению с январем – февралем 2017 года, до 50,3 тыс. т. Высокие темпы роста грузооборота демонстрируют и другие небольшие порты Дальнего Востока: Невельск – увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 49,5%, до 345 тыс. т, Петропавловск-Камчатский – на 20,5%, до 210,7 тыс. т.
В целом же порты Дальневосточного бассейна с начала года обработали 29,6 млн т, что на 2,3% выше показателей прошлого года за аналогичный период. Из них объем перевалки сухих грузов составил 17,7 млн т (+ 7,9%), наливных грузов – 11,93 млн т (-5%).
Самый большой объем в регионе традиционно переваливают порт Восточный – 10,8 млн т, что выше уровня 2017 года на 1,6%, Ванино – 4,3 млн т (-0,4%), Владивосток – 3,1 млн т (+26,9%).
Битва титанов
Борьба за первое и второе место по объемам грузооборота между южными и северо-западными гаванями продолжается уже не первый год. Единственные гавани, которые уже по итогам двух месяцев демонстрируют отрицательную динамику, это порты Балтийского бассейна. Их грузооборот составил 38,7 млн т, что ниже уровня прошлого года на 3,7%. На общие результаты негативно повлияло падение перевалки наливных грузов на 13%, до 22,1 млн т. В то же время объем перевалки сухих грузов увеличился до 16,6 млн т, что выше января – февраля 2017 года на 12,3%. Если говорить о конкретных стивидорах, то практически в 3 раза увеличили показатели такие терминалы, как «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «За Родину», в 2,5 – АО «Тетрамет», в 2 раза – ООО «Европейский серный терминал». Наибольшее снижение грузооборота произошло на ООО «Приморский торговый порт» – 31,6%, ПАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» – 27,2%, ОАО «Калининградский МТП» – 20,8%.
Наибольший объем грузов по итогам двух месяцев работы перевали морские порты Азово-Черноморского бассейна. Их грузооборот составил 39,9 млн т, что на 9,3% выше, чем в январе – феврале 2017 года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 16,1 млн т (+15,2%), наливных грузов – 23,8 млн т (+5,7%). Традиционно увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 24,4 млн т (+11,4%), Туапсе – до 4,4 млн т (+1,6%), Ростов-на-Дону – до 2 млн т (+44,8%). Снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года показатели стивидоры порта Кавказ – до 2,7 млн т (-10,5%), Тамань – до 2,2 млн т (-8,3%) и Керчь – до 1,2 млн т (-4,1%). Наибольшую динамику продемонстрировали небольшие порты бассейна: Таганрог увеличил объем переработки грузов на 66,5%, до 0,5 млн т, Севастополь – на 63,3%, до 0,2 млн т, Азов – на 43,8%, до 1 млн т, Темрюк – на 25,1%, до 0,5 млн т.
Контейнеропоток не остановить
Контейнерооборот портов России растет за счет импорта. По данным АСОП, за 2 месяца 2018 года этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 14,9%, до 771,2 тыс. TEU. Причем перевалка импортных контейнеров увеличилась на 17,1% и составила 343,1 тыс. TEU, и вновь их доля в структуре контейнерооборота портов превзошла экспортные отправки. За указанный период за рубеж было отправлено 316,76 тыс. TEU, что на 14% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Каботаж увеличился на 12,6%, до 102,3 тыс. TEU. А транзит, напротив, сократился на 4,4%, до 9 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров перевалено 80,14 тыс. TEU, что на 15,8% больше, чем в январе – феврале 2017-го. Как всегда, наибольший объем переработали порты российской Балтики. К тому же в январе – феврале 2018 года они нарастили перевалку контейнеров на 9,9%, до 372,17 тыс. TEU. Контейнерооборот Дальневосточного бассейна увеличился на 17,7%, до 236,99 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 26%, до 138,02 тыс. TEU, Арктического – на 12,2%, до 23,62 тыс. TEU. При этом порты Каспийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 22,8%, до 359 TEU, хотя еще в прошлом году демонстрировали умеренный рост показателей.
Напомним, что контейнерооборот портов России по итогам января – февраля 2017 года составил 668,27 тыс. TEU, что превышает аналогичный показатель 2016-го на 8,6%. Прошлый год, в отличие от 2015 и 2016 года стал успешным для данного сегмента отрасли. В минувшем году лидерами по темпам роста перевалки стали гавани Дальнего Востока (+24,2%). Сегодня еще большую динамику (+26%) демонстрируют южные порты.