По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), в январе – июне 2018 года грузооборот российских морских торговых портов превысил показатели прошлого года на 2,8% и составил 394,8 млн т грузов. Снижение объема грузооборота продемонстрировали только российские порты Балтийского бассейна. С начала года они сократили объем работы на 1,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 122,6 млн т. По словам экспертов, такая тенденция связана с падением перевалки нефтеналивных грузов (прежде всего сырой нефти) в специализированных портах Приморск (-14,6%) и Высоцк (-1,3%), а также в порту Усть-Луга (-3,6%), являющемся конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). «Наливные грузы стали основным драйвером падения, так как Россия в I полугодии сократила экспорт нефти в европейском направлении на 5%», – комментирует генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.
При этом перевалка сухогрузов увеличилась на 8,4%, но с учетом того, что их доля на этом направлении ниже, чем объем наливных грузов, суммарная динамика все равно оказалась отрицательной.
Южные порты переваливают наибольший объем грузов по сравнению с гаванями других бассейнов и их показатели постоянно растут. Так, по итогам 6 месяцев здесь было перевалено 133,3 млн т, что выше уровня прошлого года на 5,8%. Причем динамика опережающего роста портов Южного бассейна наблюдается с 2014 года. Это обусловлено наращиванием перевалки угля, удобрений и зерновых. Быстрорастущие дальневосточные порты с начала года умерили пыл: в январе – июне 2018 года их грузооборот увеличился всего на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, в том числе перевалка сухих грузов – на 5%, при этом наливные грузы ушли в минус на 1,3%. По мнению экспертов, нехватка портовых мощностей и неразвитость транспортной инфраструктуры тормозят дальнейший рост перевалки сухогрузов, прежде всего зерновых. На Дальнем Востоке из-за нехватки портовых мощностей и недостаточной пропускной способности железной дороги уже снизились темпы роста грузоперевозок, даже несмотря на высокий спрос на перевалку угля в страны ЮВА. Кроме того, развитие дальневосточных портов сдерживает недостаточная пропускная способность дальних железнодорожных подходов (БАМа и Транссиба) и нехватка подходящих площадок для строительства новых перегрузочных комплексов. По оценке экспертов, к 2020-му дефицит пропускной способности может достичь 28,7 млн т в год.
Порты Каспийского бассейна вопреки прошлогодней отрицательной динамике за 6 месяцев нарастили показатели на 39,1% к уровню 2017 года. В январе 2018-го грузооборот портов Каспия вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т. За 6 месяцев рост грузооборота портов Каспийского бассейна составил 39,1% к уровню 2017-го. Эксперты связывают такой всплеск перевалки с утвержденной в ноябре 2017 года правительством РФ стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, а также возвращением ряда грузовладельцев в порты Каспия. В частности, управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова отметила начавшийся процесс восстановления перевалки наливных грузов, идущих транзитом из Казахстана, после снятия запрета Минэнерго России на транспортировку нефти с содержанием серы, превышающим 0,6% (у казахстанской нефти этот показатель равен 1,2%). Объем перевалки наливных грузов в январе – июне 2018 года увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, сухогрузов – на 10,4%, в том числе за счет увеличения поставок зерна в Иран. В 2014–2017 гг. перевалка нефтеналивных грузов сокращалась, поэтому можно говорить об эффекте низкой базы.
Самые холодные российские порты с начала года обработали 38,3 млн т грузов (+7,2% к 6 месяцам 2017 г.). И, по словам экспертов, намечаются определенные перспективы: рост перевалки в портах Арктического бассейна до конца 2018 года и в среднесрочной перспективе будет происходить в основном за счет добычи и транспортировки полезных ископаемых (нефти и СПГ) из Арктики по Северному морскому пути.
Контейнеры продолжают рост
По данным АСОП, с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,5 млн TEU, что превышает показатель 2017-го за январь – июнь на 11,6%. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,08 млн TEU, что выше уровня прошлого года на 11,8%. Экспортных контейнеров перевалено на 12,2% больше, или 1,06 млн TEU. Каботаж вырос на 9,8%, до 342,4 тыс. TEU, а транзит на 6,8%, до 34,5 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров в первой половине года было перевалено на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, или 270,1 тыс. TEU.
Наиболее высокую динамику демонстрируют порты Дальневосточного бассейна – рост на 13,8%, до 777,9 тыс. TEU. Показатели других гаваней растут более умеренными темпами. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 240,8 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 15,9%. Экспортных контейнеров перевалено на 15,6% больше, или 236,5 тыс. TEU. Каботаж составил 66,7 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 11,4%, а транзит – 33,8 тыс. TEU (+6,3%).
Наибольший объем контейнеров по-прежнему перерабатывается в портах российской Балтики, которые увеличили перевалку контейнеров на 12,5%, до 1,25 млн TEU. В этом бассейне перерабатывается 49% всех грузов, проходящих через морские порты РФ.
Перевалка импортных контейнеров в отчетном периоде выросла на 11,7%, до 631,8 тыс. TEU. Экспортных контейнеров обработано на 13,4% больше, чем годом ранее, или 615,7 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров портами бассейна в январе – июне 2018-го перевалено 160,8 тыс. TEU (+23,5%). Рост обеспечила перевалка рефрижераторных экспортных контейнеров до 24,1 тыс. TEU (+82,1%). Хотя основная масса обрабатываемых в портах рефов – импортные – 136,6 тыс. TEU (+16,8%).
Контейнерооборот портов Арктики увеличился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 3,7%, до 69,2 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 0,9 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 39,2%. Экспортных контейнеров перевалено практически в 2 раза меньше – 190 TEU. Каботаж вырос на 3,6%, до 68,1 тыс. TEU, а транзит отсутствует. Рефрижераторных контейнеров перевалено 1,6 тыс. TEU (+35,1%).
За январь – июнь 2018 года порты Азово-Черноморского бассейна на 6,8% увеличили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 430 тыс. TEU. В экспортном направлении было обработано 212,8 тыс. TEU, что превышает показатель прошлого года на 5,7%, в импортном – 194,1 тыс. TEU (+7,8%). Объем транзита составил 0,7 тыс. TEU. Это на 39,8% больше, чем было переработано за 6 месяцев 2017-го. Каботаж вырос на 11,3% до 7,3 тыс. TEU.
Российские порты Каспийского бассейна в текущем году снизили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 19,2%. За указанный период было перевалено 983 TEU. В экспортном направлении было обработано 395 TEU, что ниже прошлогоднего показателя на 24,3%, в импортном – 373 TEU (-22,8%). Каботаж вырос на 1,4%, до 215 TEU. Можно сказать, что обработкой контейнеров на российской части Каспия сегодня занимаются только стивидоры порта Астрахань. Их результат – 983 TEU, что ниже уровня прошлого года на 19,7%. Оставшиеся 8 TEU приходятся на порт Махачкала.