Продолжилась тенденция увеличения дальности доставок грузов, которая отмечалась в январе. Напомним, что в первом месяце 2017 года грузооборот автотранспорта увеличился на 11,2%, тогда как объемы перевозок – всего на 5,5%.
Это связано, в частности, с ростом экспортных перевозок на евроазиатском направлении. Вновь появился спрос на дальние перегоны машин из Москвы в Китай. Правда, при этом на китайской стороне российская фура может поехать около 10 км, а потом неизбежна перегрузка в китайский грузовик.
Отмечалось некоторое оживление на европейском направлении, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко.
Коррекция рынка
Однако основной прирост, по данным АСМАП, произошел на внутренних маршрутах. Это объясняется некоторым оживлением в российской экономике. Как сказал министр экономического развития РФ Максим Орешкин, структурные изменения, которые произошли за последние два года в отраслях, в 2017 году дали новый толчок для развития.
Действительно, в январе 2017 года индекс промышленного производства продемонстрировал рост на 2,3% относительно января 2016 г. Причем, в значительной мере зафиксировано потребление именно тех номенклатур, которые перевозит автотранспорт. В них увеличение закупок шло достаточно активно, что и отразилось на февральских объемах погрузки.
Туманная перспектива
Правда, пока нет определенности, насколько данный тренд окажется устойчивым. Вполне возможно, что зимнее оживление автоперевозок объясняется просто стремлением предприятий пополнить складские запасы в надежде на дальнейшее улучшение спроса. Ведь в прошлом году они сохранялись на минимальном уровне. Сейчас произошла некоторая коррекция рынка. Кроме того, закупкам способствовал стабильный рубль и относительной низкие темпы инфляции, чего нельзя сказать по поводу ожиданий на весну.
Впрочем, рост объемов перевозок ожидался на более высоком уровне. Однако темпы их прироста сдерживал дефицит оборотных средств и вялый потребительский спрос.
Сказалось также влияние перевозок металлопродукции и строительных материалов на объектах с привлечением госсредств. В частности, на сооружение Керченского моста.
Заплати «Платону» и езжай спокойно
Что касается работы системы «Платон», то в этом плане ситуация складывается в целом стабильная. Рынок привыкает платить за использование большегрузных автомобилей. И все же значительная часть подвижного состава на этом рынке остается в тени.
В частности, лишь немногим более 214 тыс. российских владельцев 12-тонных машин, зарегистрированных в системе «Платон», использовали право на вычет из транспортного налога за прошлый год. Предприниматели фактически освобождаются от транспортного налога, если сумма перечисленных ими сборов в дорожный фонд страны за использование федеральных трасс превышает или равна ему. При этом в системе «Платон» должно быть зарегистрировано в 4–5 раз больше машин.
В феврале 2017 года определенная группа дальнобойщиков планировала провести акции протеста против того, что с 15 апреля, согласно постановлению правительства РФ, намечена отмена льготной ставки за проезд по федеральным автотрассам большегрузных автомобилей и в результате плата увеличится фактически вдвое.
Однако инициаторов всероссийской стачки автоперевозчиков не удалось организовать ее. И мероприятие перенесено на 13 марта. Это представитель Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин объяснил тем, что попытки переговоров с правительством выйти на диалог с перевозчиками не привели к результатам.
Правда, как отметили эксперты, акция вряд ли может выйти на заявленный масштаб. Во-первых, в конце марта должно пройти заседание рабочей группы при Минтрансе РФ, где должны рассмотреть вопросы, которые на данный момент волнуют автоперевозчиков гораздо больше, чем отмена льгот на ставки по «Платону». Это вопросы контроля движения, порядка взимания штрафов и использования бортовых устройств.
Кроме того, вышло постановление правительства РФ № 120 от 31.012017 г., которое отложило дальнейшую индексацию тарифа за проезд 12-тонников по федеральным трассам в системе «Платон» с 1 июля 2017 года на 1 июля 2018 года.