31 октября на заседании в правительстве РФ у вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова было отменено решение Минтранса об обязательном переходе парка вагонов приписки РФ на подшипники кассетного типа с 2021 года. Министерству предписано отменить собственный приказ в течение одного дня.
Д. Козак раскритиковал решения Минтранса, отметив непроработанность вопроса, отсутствие расчетов и испытаний, локализации производства, а главное – диалога с представителями рынка, что поставило технический вопрос на грань скандала. «Переход на любые технологические новации для частных владельцев вагонного парка может носить только рекомендательный и поэтапный характер», – пояснил по итогам совещания позицию вице-премьера представитель Д. Козака Илья Джус.
В свою очередь, представитель М. Акимова так изложил позицию своего руководителя: «Не было проведено испытаний, научно-исследовательских работ, подтверждающих технологическую и экономическую необходимость принудительного перевода всех российских вагонов на подшипники кассетного типа».
Переход грузовых вагонов с роликовых на кассетные подшипники стал одной из самых обсуждаемых тем нынешней осени. Целый ряд экспертов, операторов и представителей железных дорог пространства 1520 высказывали свою позицию – как за, так и против перехода. Ситуация дошла до того, что владельцы вагонов пригрозили уйти из РФ из-за перехода на кассетные подшипники.
Сейчас, после решения об отмене перехода, по оценке председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, говорить, что история закончилась, еще рано. «Люди, которые лоббировали этот приказ, потратили некое количество ресурсов, энергии для принятия такого решения и не отступят просто так. Будут продолжаться попытки его реализовать, возможно, в другой форме», – поделился мыслями эксперт.
Рост объема погрузки на сети в октябре
По оперативной информации, погрузка на сети РЖД выросла на 1% в октябре и составила 109,5 млн т.
Грузооборот за октябрь снизился на 0,2% и составил 222 млрд тарифных т-км. С учетом пробега вагонов в порожнем состоянии грузооборот за это же время уменьшился на 0,7% и составил 281,7 млрд т-км.
Если рассматривать отдельные номенклатуры, сократился в октябре объем погрузки каменного угля (-4,7%), кокса (-10,0%), нефти и нефтепродуктов (-4,1%), черных металлов (-8,1%), лома (-23,5%), лесных грузов (-13,9%), промышленного сырья (-3,2%).
В то же время в октябре вырос объем погрузки железной руды (+9,2%), удобрений (+6,4%), цемента (+4,3%), зерна (+4,3%), строительных материалов (+4,9%),
Объемы погрузки цветной руды, химикатов и соды в октябре не изменились.
При этом погрузка за январь – октябрь в целом составила 1 млрд 66 млн т, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Стоимость проезда по трассе М-11
По сообщению «Автодора», новая тарифная сетка проезда по трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург начнет действовать с 1 ноября 2019 года. Стоимость проезда для легковых автомобилей по всей дороге в будний день составит 1820 руб., с транспондером – 1331 руб. В выходные проезд будет стоить 2020 руб., при использовании транспондера – 1494 руб.
Тариф выходного дня действует только для легковых автомобилей и мотоциклов, распространяется на все пятницы, выходные, нерабочие праздничные и предшествующие им предпраздничные дни. Кроме того, имеет значение время совершения поездки: ночной тариф действует в период с 01.00.00 до 05.59.59, дневной – с 06.00.00 до 00.59.59 следующего дня.
В «Автодоре» отметили, что нововведения не распространяются на головной участок трассы М-11 из Москвы до аэропорта Шереметьево (15–58-й км), там тарифы устанавливает концессионер. Также изменения пока не коснутся поездок по новым седьмому и восьмому этапам.
Обрисовка планов по ВСМ Москва – Нижний Новгород
О том, что строительство высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород может начаться в 2020 году, журналистам сообщил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«Проведена часть работ по технико-экономическому обоснованию Санкт-Петербург – Москва в этом году, основные проектные работы и, возможно, строительные работы, какую-то часть будем делать в следующем году на участке Москва – Нижний Новгород», – сказал он.
О. Белозеров добавил, что такой маршрут для магистрали является оптимальным.
«Мы выходили с предложением по проекту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород, где сейчас ходит «Сапсан», и мы видим экономику этого пассажирского движения, это очень удобный, хороший, комфортный маршрут», – отметил он.
При этом в компании считают, что стоит параллельно проектировать линию Санкт-Петербург – Москва, пока строится магистраль Москва – Нижний Новгород, для которой уже готова проектная документация.
Одобрение проекта правительством компания ожидает получить до конца текущего года. А весь проект по строительству ВСМ Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород планируется завершить в 2026-м.
Одобрение правительством РФ нового проекта платной трассы Москва – Казань
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев одобрил новый проект платной трассы Москва – Казань. По заявлению вице-премьера РФ Максима Акимова, будут внесены изменения в паспорт комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Ранее на этой неделе М. Акимов сообщал журналистам о том, строительство трассы Москва – Казань начнется в 2020 году (включая строительство новых скоростных участков от Москвы до Владимира, 145 км, включая обходы Балашихи и Ногинска), полностью вся автодорога будет построена к 2027-му.
Согласно новому проекту, строительство трассы Москва – Казань будет разбито на этапы и начнется с двух головных участков. Это маршрут из Москвы до Владимира с обходом Владимира, к строительству которого и приступят в 2020 году, а также южный обход Казани. Завершить работы планируется к 2024-му. «Третий этап стартует в 2021 году, это будет участок от Владимира до Арзамаса, мы к 2025-му завершим эту работу. В 2022 году мы приступим к соединению этих участков – от Арзамаса до Канаша», – сказал М. Акимов.
М. Акимов пояснил, что поэтапность строительства новой трассы связана с необходимостью реконструкции автодороги М-7. «Нам необходимо найти ресурсы на решение другой важной задачи – приведение действующей трассы М-7 «Волга» в нормативное состояние или ее расширение по меньшей мере до трехполосного исполнения там, где она имеет двухполосное», – сказал М. Акимов.
Добавим, что проект трассы Москва – Казань включен в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года и является частью создаваемого коридора Европа – Западный Китай.
Экологическое обсуждение проекта железной дороги от Кошице до Вены
По словам генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова, проект строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от Кошице до Вены, реализация которого планируется с участием РЖД, перешел на стадию экологических обсуждений.
Напомним, что проект реализуется совместно с железнодорожными администрациями и транспортными ведомствами Австрии, Словакии и Украины. Он предполагает создание нового евразийского транспортного коридора путем продления ширококолейной железной дороги от Кошице (Словацкая Республика) до Братиславы с выходом на Вену и создания в районе Вены и Братиславы международного логистического центра. Работа ведется в рамках совместного предприятия Breitspur Planungsgesellschaft, созданного в 2009 году с участием России, Украины, Словакии и Австрии и зарегистрированного в Австрии. Стоимость строительства дороги железнодорожной линии, по оценке предприятия Breitspur Planungsgesellschaft, составит €6,4 млрд.
«Мы считаем, что интероперабельность может быть достигнута в том числе и продлением колеи 1520. Пока мы активно движемся в нашем проекте до Вены, сейчас ведутся экологические обсуждения», сказал О. Белозеров.
Глава холдинга добавил, что проект имеет большой потенциал, но окажет лишь одностороннее влияние на перевозки.