3 сентября редакция РЖД-Партнера провела уже четвертое мероприятие дискуссионного клуба «Открытый разговор» – «Экология vs инфраструктура БАМа и Транссиба: как ускорить и не навредить».
В этот раз главными темами для обсуждения стали детали реализации и возможные последствия недавно принятого закона об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, поправки в который разрешают сплошную вырубку лесов для строительства БАМа и Транссиба, либерализуют государственную экологическую экспертизу.
дискуссии приняли участие чиновники, депутаты, эксперты, ученые, экологи и представители общественных объединений и организаций.
Одним из главных посылов со стороны общественности стало заявление о необходимости проведения общественного контроля за работами РЖД, а также экологического и научного контроля за выполнением работ, возникающих при отмене государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).
Представители законодательной и исполнительной власти, участвующие в дискуссии, заверили, что негативное влияние на экологию Байкала оказано не будет, а обо всех строительных работах на магистралях будет открыто сообщаться.
Падение погрузки в августе на 0,8%
По итогам августа погрузка на сети составила 108,1 млн т, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 1,2% и составил 216,5 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время увеличился на 0,8% и составил 273,7 млрд т-км.
За январь – август погрузка составила 816,9 млн т, что на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, за этот период сократилась погрузка каменного угля (-8,1%), нефти и нефтепродуктов (-9%), черных металлов (-11,4%), лома черных металлов (-13,3%), цемента (-8%), химикатов и соды (-7,3%), промышленного сырья, формовочных материалов (-5,9%) и лесных грузов (-3,9%). Выросла погрузка кокса (+1,3%), руды железной и марганцевой (+0,7%), химических и минеральных удобрений (+2,9%), зерна (+20,6%), строительных грузов (+5,7%), руды цветной и серного сырья (+2,5%).
Грузооборот с начала года составил 1664,3 млрд тарифных т-км (-4%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 2109,1 млрд т-км (-4,4%).
Подробнее о стабилизации погрузки в нашем обзоре.
«Трансвагонмаш» вошел в состав ВРК-3
С 26 августа в состав АО «Вагонная ремонтная компания – 3» вошло ООО «Трансвагонмаш» с принадлежащими ему четырьмя вагоноремонтными депо.
В частности, речь идет о ВРД Черемхово (Иркутская область, ВСЖД), Свободненском ВРЗ (Амурская область, ЗабЖД), ВРД Магдагачи (Амурская область, ЗабЖД) и ВРД Готня (Белгородская область, ЮВЖД).
В ВРК-3 отмечают, что данные предприятия оборудованы современным технологическим оборудованием и имеют квалифицированный персонал, и просят клиентов размещать заказы на этих вагоноремонтных предприятиях.
Отмена скидки на экспорт угля в направлении Северо-Запада
Согласно решению правления ОАО «РЖД» отменяется скидка 12,8% на экспортные перевозки энергетического угля и антрацита в направлении портов Северо-Запада России. В соответствии с установленными правилами оно вступит в силу через 30 дней с момента опубликования.
«Котировки энергетического угля в северо-западных портах в мае 2020 года доходили до $41 за тонну, но уже к августу данный показатель вырос почти на 20% – до $49. Кроме того, экономика экспортно ориентированных компаний поддержана курсовыми разницами», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
В ОАО «РЖД» добавляют, что компания в полном объеме выполняет достигнутые договоренности в части организации перевозок по всем направлениям, в том числе по наиболее востребованному – восточному. Однако объем погрузки угля на Северо-Запад, несмотря на тарифные преференции, отстает от параметров соглашения на 2 млн т.
Днем позже губернатор Кузбасса Сергей Цивилев высказал мнение о том, что отмена скидки негативно скажется на угольной отрасли, которая в настоящий момент находится в кризисе.
Начало тестирования первых поездов в РФ с искусственным интеллектом
ОАО «РЖД» приступило к тестированию первых российских поездов с искусственным интеллектом, который должен свести к минимуму число ЧП из-за человеческого фактора.
Как сообщила Ольга Ускова, директор компании-разработчика Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies), сделано уже 10 опытных локомотивов с искусственным интеллектом, они поступили на тестирование в РЖД. «Сейчас проходит один из этапов испытаний для сертификации продукта. Если все получится, то безопасность на железных дорогах России сильно изменится, искусственный интеллект должен свести к минимуму число ЧП из-за человеческого фактора, он не даст человеку совершить ошибку», – сказала она.
О. Ускова уточнила, что предоставленные на тестирование локомотивы оснащены разработанным компанией комплексом Cognitive Rail Pilot, который позволяет с помощью технического зрения обнаружить объекты на железной дороге, в том числе людей, другие составы, стрелки, пути, светофоры и т. д. С помощью искусственного интеллекта комплекс может оценивать обстановку, выдавать машинисту предупреждающие об опасности сигналы, а в случае отсутствия его реакции принимать необходимые решения.
По словам О. Усковой, в настоящее время данная технология в мире еще не применяется, и РФ может стать первой страной, которая приспособила нейросети и техническое зрение для снижения аварийности при железнодорожных перевозках. Завершить тестирование и получить разрешение на промышленное производство компания планирует осенью 2020 года. Технологией уже интересуются европейские транспортные компании.