21 апреля президент России Владимир Путин выступил с 17-м посланием Федеральному собранию, в ходе которого отметил, что Северный широтный ход (СШХ) в Ямало-Ненецком автономном округе можно начинать строить. «Этот проект давно прорабатывается, пора его запускать. Для этого есть все возможности», – подчеркнул глава государства.
Он упомянул запланированный на Ямале проект во время рассказа о новом инструменте развития регионов – предоставлении инфраструктурных бюджетных кредитов по ставке не более 3% годовых сроком погашения 15 лет. По мнению В. Путина, округ совместно с крупными компаниями сможет с помощью предложенного механизма запустить строительство СШХ.
СШХ – железнодорожная магистраль протяженностью 707 км, которая соединит ст. Обская Северной железной дороги со ст. Коротчаево Свердловской железной дороги. В рамках реализации проекта будет построен мост через реку Обь и железнодорожная часть моста через реку Надым. Строительство магистрали оценивается в 236 млрд руб., 105 млрд руб. из которых выделят РЖД, еще 113,5 млрд руб. – концессионер ООО «СШХ». Остальные средства будут выделены государством в качестве гранта. Изначально предполагалось, что проект будет реализован в 2018–2023 гг. Однако сроки были перенесены.
Комментируя поручение президента, министр транспорта России Виталий Савельев заявил, что строительство железнодорожного СШХ даст импульс экономическому и территориальному развитию субъектов Арктической зоны России, напомнив, что магистраль соединит Северную и Свердловскую железные дороги, а также поможет освоению природно-ресурсного потенциала российской Арктической зоны и шельфа арктических морей.
Открытие Италии для россиян
Как сообщил в среду, 20 апреля, посол Италии в России Паскуале Терраччано, Италия планирует открыть границы для российских туристов нынешним летом. Спикер уточнил, что такая возможность действительно рассматривается, однако он не может обещать, что это произойдет именно 2 июня. Тем не менее П. Терраччано заверил, что предстоящим летом туристический поток точно будет возобновлен.
По словам посла, эпидемиологическая ситуация позволяет организовать как минимум один ежедневный авиарейс между городами Италии и России.
26 апреля в Италии предполагается открыть музеи, театры и кинотеатры в желтых зонах с ограниченным числом посетителей и зрителей, в оранжевой и красной зонах представления возможны только на открытом воздухе. Ожидается, что еще в течение мая будет сохраняться комендантский час по всей стране с 22.00.
На данный момент из 20 итальянских областей только три остаются в красной зоне, то есть в зоне повышенного риска. Всего с начала пандемии число инфицированных в Италии достигло 3 млн 870 тыс. человек, из которых почти 117 тыс. умерли и около 3 млн 250 тыс. вылечились.
Введение принципа «вези или плати» в Кузбассе
В начале недели стало известно, что по итогам совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова было решено сузить охват подготавливающегося законопроекта по введению на железной дороге принципа «вези или плати». В частности, если раньше в нем не конкретизировалось в принципе, на какие объемы и виды грузов и на каких направлениях можно заключать долгосрочные обязывающие договоры на условиях ship-or-pay, то теперь речь идет только о дополнительных отправках угля из Кузбасса в восточном направлении, намеченных на 2022–2024 гг. В таком случае новый механизм охватит только максимум 15 млн т груза в год.
В целом участники рынка позитивно оценивают перевод инициативы по введению ship-or-pay в плоскость эксперимента. Однако необходимо, чтобы его цель была понятна.
Так, к примеру, вице-президент по логистике группы «НЛМК» Сергей Лихарев высказал точку зрения о том, что заключать договоры take-or-pay необходимо при реализации конкретного проекта конкретной компании, а не при движении по магистральной сети.
По мнению эксперта-аналитика «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, внедрение принципа для всей сети РЖД преждевременно и, возможно, нецелесообразно, но с учетом объемов поставок из Кузбасса проведение «эксперимента» оправданно.
Возможное удорожание БАМа на 40 млрд руб.
Как сообщил заместитель гендиректора ОАО «РЖД» и председатель совета директоров «РЖДстрой» Андрей Макаров со ссылкой на расчеты Минстроя и Главгосэкспертизы, второй этап модернизации Восточного полигона – расширение БАМа и Транссиба, – который предполагает увеличение их пропускной мощности с 144 млн до 180 млн т в год, может подорожать на 40 млрд руб., до 760 млрд руб., из-за роста цен на стройматериалы.
А. Макаров отметил, что за последние несколько месяцев рост цен на металл уже превысил 30%, по цветным металлам – даже выше.
В начале марта этого года В. Путин допустил выделение средств на развитие востока БАМа из Фонда национального благосостояния.
Напомним также, на этой неделе стало известно, что до 2024 года железнодорожники Восточного военного округа планируют построить почти 100 км вторых путей на БАМе. На днях первый эшелон с военными строителями-железнодорожниками Восточного округа прибыл в район ст. Верхнезейск.
До конца нынешнего года строители предполагают уложить около 20 км железнодорожных путей. Завершить все работы на участке Улак – Ульяновский Строитель (линия Улак – Февральск) планируется в 2023 году.
По сообщению Минобороны, подразделения Пятой отдельной бригады Железнодорожных войск ВС России с 5 апреля приступили к строительству второй ветки БАМа.
При этом некоторые участники рынка высказали мнение о том, что железнодорожные войска ускорят строительство БАМа.