Руководители 14 крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава написали открытое письмо первому заместителю председателя правительства РФ Антону Силуанову, заместителям председателя правительства РФ Максиму Акимову и Дмитрию Козаку, в котором высказали свою однозначную позицию о недопустимости обязательного перехода на кассетные подшипники и заявили, что если оно не будет отменено, им придется уйти в сопредельные страны.
Это беспрецедентное по своей скоропалительности, отсутствию расчетов, предварительных испытаний и анализу последствий решение привело к шквалу обращений в органы государственной власти от разных объединений и лиц – Ассоциации производителей подшипников, Российской ассоциации производителей удобрений, ассоциации «Русская сталь», Союза операторов железнодорожного транспорта, губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева, – пишут они в своем письме, обозначая целый ряд фактов, таких как отсутствие экономической целесообразности установки кассетных подшипников на эксплуатируемый парк вагонов; нежелание, вплоть до игнорирования, рассмотрения Минтрансом России и ОАО «РЖД» иных возможных решений, оказывающих аналогичный эффект на бесперебойность и безопасность перевозочного процесса, но не требующих таких колоссальных денежных вложений, и т. д.
«В этой связи и с учетом систематического игнорирования Минтрансом России нашей позиции и интересов, в случае введения в действие данного решения приказом Минтранса России мы будем вынуждены рассматривать в том числе варианты перерегистрации компаний и подвижного состава в другие страны Евразийского экономического союза, где отсутствуют обязательства по переоборудованию вагонов. Данное вынужденное решение приведет к крайне негативным последствиям для государства: падению налоговых отчислений в размере десятков миллиардов рублей в год в бюджеты РФ различных уровней, сокращению рабочих мест и, как следствие, росту социальной напряженности. Принятое решение по подшипникам, по нашему единому мнению, противоречит интересам государства и общества, нанесет существенный вред национальной экономике и российскому бизнесу», – сообщается в открытом письме.
Подробности обсуждения этого письма и реакцию на него читайте в материале РЖД-Партнера.
Стоимость и сроки строительства первой ВСМ в России
ОАО «РЖД» направило в аппарат М. Акимова и профильные ведомства предложения о включении ВСМ Петербург – Москва – Нижний Новгород в федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение».
По расчетам компании, суммарная стоимость ВСМ оценивается в 2,295 трлн руб: 1,59 трлн руб. – на участок Петербург – Москва протяженностью 659 км, 530 млрд руб. – Москва – Нижний Новгород протяженностью 421 км (с учетом реконструкции пути), еще 30,6 млрд руб. – на проектирование петербургского участка. Из суммарных затрат 1,695 трлн руб. – внебюджетные инвестиции (преимущественно инвестпрограмма РЖД). Еще 600 млрд руб. должен предоставить федеральный бюджет.
Пассажиропоток на петербургском участке оценивается в 30,6 млн пассажиров в год, на нижегородском – в 16,8 млн пассажиров, и транзитный пассажиропоток – еще 662 тыс. человек.
Пуск нижегородского участка намечен на 2024 год, петербургского – на IV квартал 2026-го.
Новый порядок проведения ТОРа
Министерство транспорта РФ разработало приказ, затрагивающий сразу несколько аспектов, связанных с проведением текущего отцепочного ремонта (ТОР). Документ в настоящее время проходит общественное обсуждение.
В документе подробно указано, кто именно несет ответственность за качество проведения ТОРа. Так, организация, проводившая ТР-1 вагона, несет ответственность за качество выполненных работ в рамках ТР-1 до момента выгрузки при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог. А организация, проводившая ТР-2 вагона, ответственна за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТР-2 на срок до следующего планового ремонта при соблюдении требований эксплуатации вагонов (кроме эксплуатационных неисправностей, определенных нормативно-техническими документами, принятыми в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества).
Документ также определяет, кто именно несет ответственность за качество проведения ТОРа, затрагивает порядок определения размера платы перевозчику и (или) владельцу инфраструктуры в связи с отцепкой и прицепкой; порядок оплаты расходов, обусловленных маневровой работой, связанной с отцепкой и прицепкой вагонов к составу поезда и т. д.; порядок оплаты расходов, связанных с занятием путей общего пользования по причинам, зависящим от владельца вагона на станциях обнаружения технической неисправности и проведения ремонта, а также порядок оплаты расходов, связанных с подготовкой (восстановлением) вагона к безопасному проследованию и месту проведения ремонта.
Увеличение скидки на транзит угля из Казахстана
ОАО «Российские железные дороги» увеличило с 50 до 60% скидку на транзитные перевозки по РФ угля из Казахстана в третьи страны через порты Латвии, Литвы, Эстонии и через белорусско-польские пограничные переходы, а также возврат вагонов из-под выгрузки.
Введенный правлением понижающий коэффициент 0,5 заменен на 0,4 на период до 31 декабря 2019 года включительно. Изначально скидка вводилась только на транзитные перевозки угля через РФ из Казахстана в Латвию и обратно, но в феврале была распространена и на остальные страны Балтии, а также Республику Беларусь.
Решение о предоставлении дисконта вступило в силу с момента принятия.
Новая схема оплаты грузоперевозок
Глава департамента методологии тарифообразования монополии Владимир Варгунин представил концепцию новой тарифной модели ОАО «РЖД», которую монополия обсуждает с регулятором.
Как он рассказал, основными составляющими программы стали индивидуальные тарифные решения для конкретного клиента и маршрута, формирование тарифов на основании технических характеристик вагона, а не груза в нем, единая потонно-повагонная тарификация, полная унификация тарифа на порожний пробег. Планируется ввести приоритетный пропуск грузов и инвестиционные тарифы.
Ранее генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, анонсируя модель, заявлял, что она будет работать по принципу калькулятора, другими словами, рассчитывать тариф на перевозку конкретного груза по конкретному маршруту с учетом дополнительных потребностей клиента.
Предполагается, что новая модель заработает не раньше 2026 года.
Разрешение движения беспилотников по дорогам без водителей
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил на пленарном заседании форума «Открытые инновации», что считает возможным изменить правила дорожного движения, чтобы беспилотные автомобили могли ездить по дорогам без водителей.
В целом, по словам Д. Медведева, правовое регулирование не должно тормозить инновационное развитие. «Закон никогда не будет поспевать за техническими изменениями, закон в силу своей природы консервативен», – сказал он, отметив, что без экспериментов невозможно внедрение новых технологий. Однако тестирование очень часто не согласуется с действующими нормами, что приводит к неприятным последствиям.
Премьер подчеркнул, что необходимо быстрее работать. «Мы должны ускорять вывод новых технологий на рынок, и для этого перевернуть модель регулирования, принимать не запретительные, а дозволительные нормы», – заявил глава кабмина.