Напомним, что в декабре прошлого года, по оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка ушла в минус (-2,7% к уровню 2019 г.). По-видимому, сеть в последний месяц года не смогла пропустить все заявленные объемы. И часть грузопотоков двинулась в путь только в январе.
По мнению участников рынка, между декабрем и январем заметна своеобразная рокировка. Косвенно это подтвердил источник в ОАО «РЖД», сообщивший, что первый месяц текущего года в целом сохранил основные тренды последнего месяца прошлого года. Но что это значит?
Надежды на лучшее
Напомним, что декабрь 2020 года сеть завершила с ухудшением ряда показателей качества. Это касалось оборота вагона и количества отставленных от движения вагонов. Основные проблемы с простоями вагонов возникли на Восточном полигоне и на подходах к российским морским портам Южного бассейна.
Собственно, почти то же самое наблюдалось и в январе 2021 года. Правда, в ОАО «РЖД» надеются на улучшение ситуации в дальнейшем.
«По итогам 2021-го погрузка прогнозируется чуть выше уровня минувшего года. Дополнительным стимулом для ее роста может стать государственная поддержка экспорта, а также увеличение производственных мощностей по ряду номенклатур», – сообщил на недавнем брифинге заместитель генерального директора – начальник фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило.
Уголь помог РЖД
Как следует из статистики, погрузку в январе вывел в зеленую зону прежде всего уголь. Причем рост мог быть больше – по итогам первых трех недель прибавка в оборотах составила +7%.
Но потом интенсивность экспортных отправок притормозили образовавшиеся заторы на востоке и юге. Итоговый результат – рост погрузки угля на 5,2%.
Это указывает на то, что угольную энергетику пока хоронить рановато. Уголь, как сообщил аналитик рейтингового агентства АКРА, пока что остается одним из наиболее дешевых и доступных источников энергии в мире. И в целом эта тенденция сохранится на горизонте ближайших 5–10 лет.
Понятно, что основное его потребление будет сконцентрировано в странах АТР, где доля данного вида топлива в энергобалансе сохраняется на уровне 47%. А в этом регионе потребляется 44% от всей энергии в мире.
Однако сенсацией стали результаты исследования, которое недавно было обнародовано экспертом по европейской энергетической политике и геополитике Мадалиной Сису Викари. Из него следует, что доля угля в странах ЕС сегодня составляет 13%.
Это означает, что за предыдущие 10 лет его потребление европейскими странами в структуре их энергобаланса сократилось всего на 1%. Причем, судя по увеличению январских закупок угля из-за холодной зимы и необходимости выдать больше тепла с минимальными затратами, доля угля в генерации ЕС может вернуться по итогам текущего года к исходному показателю – 14%.
Во всяком случае, январский рост потребления угля в ЕС оценивается +17%. В общем, нынешние зимние холода внесли свою поправку в процесс борьбы за зеленые технологии. И несколько оживили погрузку на РЖД еще и в направлении морских портов Северо-Западного бассейна. Увеличился спрос на отправки угля и через порт Мурманск.
Правда, по данным Международного энергетического агентства, основным риском для угольных компаний остается волатильность цен на мировом рынке. Сейчас ряду российских угледобывающих компаний приходится работать с низкой рентабельностью. Выручает, впрочем, снижение курса рубля по отношению к доллару. Так что пока уголь, как выясняется, остается одним из самых надежных поддерживающих факторов погрузки на РЖД.
В связи с этим выдвинута идея построить еще один железнодорожный погранпереход в Китай для пропуска поездов с углем. В Госсовете по направлению «Энергетика» предложили рекомендовать правительству рассмотреть строительство погранперехода в зоне села Староцурухайтуй.
Причина – недостаточная пропускная способность железнодорожного погранперехода через Забайкальск. Перегрузка с российской колеи на китайскую создает определенные затруднения. Это приводит к появлению брошенных поездов на РЖД. Однако вопрос об увеличении объемов передачи угля через железнодорожные погранпереходы требует решения на межправительственном уровне.
Зерно поспешило на экспорт
Еще одним драйвером в январе стало зерно: его погрузка выросла в 1,7 раза. Это произошло на фоне роста спроса на зерно на мировом рынке, где его запасы в последнее время пополнялись преимущественно за счет Китая и Индии. По оценкам Национального союза зернопроизводителей, Россия может экспортировать в текущем сезоне меньше зерна, чем в 2020/2021 году, но тем не менее останется крупнейшим его экспортером.
Взрывной рост погрузки зерна на РЖД связан с тем, что трейдеры в январе спешили отправить как можно больше своей продукции по выгодным ценам на мировом рынке и до введения на экспорт зерна с середины февраля экспортной пошлины в РФ. Это же подтвердил гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Соответственно, по его словам, январь станет пиком в погрузке пшеницы на РЖД. А затем ее динамика, вероятнее всего, пойдет на спад.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин добавил, что приток на железную дорогу также связан с тем, что в декабре на подходах к портам Южного бассейна скапливались большие очереди грузовиков.
Независимые эксперты подтвердили, что автоперевозчики предложили трейдерам более привлекательную цену, чем железнодорожники. Однако из-за непогоды терминалы работали с перебоями. Поэтому отправители и стали возвращаться на железную дорогу. На СКЖД радовались притоку зерна, пока на сети не образовались заторы из вагонов.
В Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника уточнили, что экспортные пошлины в РФ должны способствовать снижению объемов экспорта и переориентировать участников рынка с продажи сырья за рубеж на экспорт сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью.
Не исключено, что вывоз зерна перед введением пошлин могут тормозить в феврале не только капризы погоды на Юге, но и российская таможня. Причем не только на Юге, но и по другим экспортным направлениям (за исключением перевозок в страны Таможенного союза).
Минудобрениям помог внутренний рынок
Довольно активно в январе осуществлялась и погрузка минудобрений (+10,6% к аналогичному периоду прошлого года).
По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в январе 2021 года, как и в 2020-м, динамика погрузки на РЖД была обусловлена ростом внутреннего потребления минудобрений. Поставки отечественным аграриям увеличились на одну пятую от прошлогодних объемов, тогда как на экспорт рост не превышал 2%.
По данным РАПУ, наибольший прирост в поставках зафиксирован в категории калийных удобрений. Гораздо ниже динамика погрузки азотных и фосфорных удобрений.
Что касается экспорта, то, по данным экспертов, в январе цены на минудобрения оставались высокими в Европе, Бразилии, Аргентине и США. Это, собственно, и определило направления железнодорожного экспорта в январе.
В дальнейшем активность экспорта на РЖД может снизиться в связи с решением правительства РФ повысить НДПИ для отрасли в 3,5 раза.
Лом запрыгнул в уходящий вагон
Среди других драйверов – лес: +9,4% в объемах отправок на сети к январю прошлого года. Это случилось благодаря устойчивым морозам, способствовавшим интенсивному вывозу заготовленной древесины с зимников.
Был также отмечен скачок в погрузке лома черных металлов (+39%). Это произошло на фоне намерений статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова ввести запрет на вывоз лома, если цена на арматуру на внутреннем рынке не начнет снижаться.
Он напомнил, что в прайсе строительного сортамента около 80% – это цена на лом. Отсюда и появилось намерение ввести, как и в прошлом году, временную экспортную пошлину.
Грузы ниже плинтуса
Хотя в правительстве всячески старались поддержать строительную отрасль, тем не менее стройматериалы потянули погрузку РЖД в январе вниз. По инертным грузам объемы упали на 3,8%, а у цемента плюс сменился на минус (хотя и небольшой – -0,1%).
Правда, в «Союзцементе» прогнозируют в перспективе увеличение погрузки цемента – на фоне поддержки государством льготной ипотеки и реализации программ строительства автодорог в ряде регионов. Однако если учесть, что в 2020 году доля железнодорожных перевозок цемента уменьшилась с 45 до 44%, то не исключено, что в 2021 году рост будет отмечен не наРЖД, а у автоперевозчиков. Цемент, да и некоторые другие номенклатуры, имеет склонность перекочевывать на шоссе.
Как и в прошлом году, в отрицательную зону ушла погрузка черных металлов (-10,8%) и железной руды (-2,9%). Причины те же: низкий платежеспособный спрос на металл внутри РФ и продолжающийся спад в продажах на экспорт.
Ну и, как обычно, тяжелее всего на итоги января для РЖД повлиял спад по нефтегрузам (-9,6%).