В Риге отрицательная динамика вызвана падением объемов на 10,9% некогда грузообразующей базы – нефтепродуктов, отчасти зерна, удобрений, угля. Не первый месяц порт отдает свои объемы угля Вентспилсу в связи с переносом мощностей из центра столицы на другую сторону Даугавы, на остров Криеву. В итоге угля меньше на 25%. Сократилась также перевалка минеральных удобрений, накатных грузов, металлов. Вентспилс показал плюсовую динамику за счет угля, роста обработки зерна и минеральных удобрений. Лиепая просела в связи понижением объемов антрацитового угля, контейнеров и накатных грузов.
В Риге все больше насыпных
Рига является латвийским лидером с грузооборотом 16,15 млн т (-8,3%). За 6 месяцев в порту перевалили 10 млн т (-11,6%) насыпных грузов, наливных – 1,9 млн т (-10,9%), генеральных – 4,18 млн т (+2,2%).
В сегменте насыпных наибольшие минусы в обработке угля – 5,18 млн т (-25,5%), зерна – 835,4 тыс. т (-21,7%), минеральных удобрений – 798 тыс. т (-2,7%). Однако стало больше щепы (+15%, до 523,1 тыс. т). По данным источника РЖД-Партнера в одном из латвийских портов, под щепу подчас вполне может маркироваться древесина и ее производные. И поэтому, полагает специалист, прирост щепы за полугодие отмечается и в Латвии (+22%), и в Риге (+15%), и в Лиепае (+63%).
В секторе наливных в Рижском порту проседание на 10,9%, до 1,9 млн т, сокращение по сравнению с данными прошлого полугодия составило 233 тыс. т. В том числе нефтепродуктов в столице обработали меньше на 10%, до 1,18 млн т. В этом нет неожиданности – латвийские и российские эксперты неоднократно с 2014 года заявляли о диверсификации российских нефтепродуктов в российские порты.
Генеральных грузов в отчетном периоде обработали больше на 2,2%, до 4,18 млн т. Отмечен рост в обработке грузов в контейнерах на 2%, до 2,43 млн т, контейнеров – на 5,6%, до 238,236 тыс. TEU, лесоматериалов – на 5,1%, до 1,31 млн т.
Вырвался вперед, но, может, случайно
Вентспилсский глубоководный порт за полугодие нарастил объемы, в отличие от своих соседей, на 15,4%, до 11,53 млн т. На плюсовую динамику оказали влияние дополнительные объемы угля из Рижского порта, в котором угольщики сейчас завершают перенос своей деятельности на остров Криеву, на новые насыпные терминалы. В итоге в Вентспилсе рост на 111,4%, до 3,83 млн т, против 1,81 млн в прошлом году.
Солидный плюс также в перевалке зерна через терминал Ventspils Grain Terminals – больше на 126,3%, до 229 тыс. т. В Латвии в этом году отмечается высокий урожай зерновых, что в перспективе добавит портам Вентспилса и Лиепаи работы. А пока сезон в разгаре и через терминалы готовы экспортировать и российский, и латвийский груз. В то же время в Лиепайском порту, чья специализация именно зерновые, проседание в перевалке злаковых за 6 месяцев составило 23,9%, до 1,3 млн т против 1,7 млн в прошлом году.
Грузооборот наливных сократился на 12,1%, до 5,03 млн т, в том числе нефтепродуктов – на 12,6%, до 4,68 млн т. Как отметили в порту, минус связан с тем, что нефтеналив сокращается всюду по стране.
Лиепая теряет зерно
Итоги Леипайского порта за январь – июнь 2019 года показывают уменьшение оборота на 5,5%, до 3,65 млн т. Насыпных перевалили 2,82 млн т (-3,9%), наливных – 245 тыс.т (+4,5%), генеральных – 584,9 тыс. т (-15,9%). Как было отмечено выше, в порту фиксируется падение зерновых, оно составило 400 тыс. т. Хотя в порту по этому поводу тревогу не бьют. И отмечают прирост объемов антрацитового угля на 36,8%, удобрений – на 16%, щепы – на 63%.
Сезонность и политика отражены в итогах
По мнению Андриса Малдупса, директора департамента транзитной политики Министерства сообщений Латвии, итоги полугодия в целом ожидаемы и практически соответствуют параметрам прошлого года. Глобального понижения нет, хотя тенденции в некоторых секторах очевидно негативные. Перевалка нефтепродуктов в портах сократилась почти на 1 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика тут уже стабильно негативная. Эксперт полагает, что падение и впредь продолжится. Также допускается, что некоторые минусовые позиции, отраженные в полугодовых данных портов Латвии, частично связаны с сезонными перепадами.
А вот в сегменте генеральных грузов прогнозируется рост. Так, в Рижском порту планируют наращивать перевалку контейнеров и грузов в них. Недавно заместитель управляющего Рижским свободным портом Мартыньш Зиеманис отметил: «… Программой развития порта, принятой в прошлом году, установлена амбициозная цель – в течение 10 лет увеличить объем контейнерных перевозок до 1 млн перегруженных ДФЭ-единиц (TEU) в год. Растущий из года в год оборот контейнеров позволяет верить в достижимость этой цели. Уже в первой половине этого года достигнут новый рекорд оборота контейнеров – перегружено 238,2 тыс. ДФЭ-единиц, что на 5,6% больше, чем в прошлом году».
I полугодие миновало, и на основании полученных данных можно уже предполагать, что и впредь динамика сохранится отрицательной. Вполне возможно, что к концу года кое-где большие перепады данных выровняются (по зерну, углю), но в целом за счет сокращения российских транзитных потоков нефтепродуктов отчетные цифры в Латвии меняться не будут. Политика и экономический фон также оказывают негативное влияние на статистику. И со снижением объемов транзита здесь готовы считаться.
И в подтверждение прогнозов – только что полученные данные по итогам работы портов Латвии за 7 месяцев этого года. Минусовая динамика сохраняется, уменьшение грузооборота трех портов составляет 1,8%, до 37,29 млн т. Сокращение объемов идет по всей номенклатуре, даже по углю, кроме перевалки контейнеров.