В то же время маленький по объемам Лиепайский порт, к слову, прибавил почти 30%. В Рижском порту обработали 53,5% всех грузов, в Вентспилсском – 33,1%, в Лиепайском – 13,4%.
Больше всего в портах Латвии за январь – февраль перевалили насыпных грузов – 5,33 млн т (-13,4%). Традиционно насып составляет почти половину оборота, в котором, в свою очередь, доминирует уголь. За два месяца угля обработали 2,61 млн т (-26,3%), минеральных удобрений - 477 тыс. т (+12,3%).
Пока что статистика трех портов Латвии не отражает положение с перевалкой зерновых. Но как рассказал РЖД-Партнеру источник в Рижском порту, именно на эти грузы сейчас в столице делается ставка – многие стивидоры расширяют мощности под зерновые, строят склады для хранения и вовсе переориентируют часть бизнеса в этом направлении. Активизация происходит несмотря на то, что в Усть-Луге появится большой терминал по обработке зерна и продуктов из него. У латвийских портов, считает собеседник, для работы с зерном есть по крайней мере три-четыре года. Речь идет как о российских зерновых, урожае стран СНГ, так и об объемах северо-запада Украины, которые можно доставить транзитом через Белоруссию до портов Латвии.
Тем временем в портах республики за январь – февраль 2018 года наливные грузы сократились на 1/3. Динамика становится стабильной в последние полгода. Через терминалы портов обработали всего 2,38 млн т против 4,04 млн т годом ранее (-30,5%), из них нефтепродуктов было 2,68 млн т (-31,3%).
Обнадеживает портовиков рост генеральных грузов во всех трех гаванях – 2,09 млн т (+20,1%). Из них грузов в контейнерах – 817,5 тыс. т (+9,2%), контейнеров – 77,361 тыс. TEU (+6,2%), накатных грузов – 563 тыс. т (+21,4%), лесоматериалов – 621,8 тыс. т (+35,2%), металлов и лома – 61,7 тыс. т (+81,7%).
По грузообороту в отчетном периоде лидировал Рижский порт с 5,48 млн т (-10,1%). Минусовая динамика (за два месяца 2018 г. здесь недополучено 610 тыс. т) длится не первый месяц, вызвана она снижением транзита нефтепродуктовых и угольных грузов. Больше всего в порту за два месяца обработали насыпных грузов – 3,38 млн т (-6,4%). В том числе угля – 2 млн т (-8,4%), минеральных удобрений российского происхождения – 383,5 тыс. т (-2,5%).
Генеральных грузов в Риге перевалили 1,3 млн т (+20,6%), их них грузов в контейнерах – 805,3 тыс. т (+8,8%), контейнеров – 76,188 тыс. TEU (+5,3%), накатных – 80,6 тыс. т (+63,8%), лесоматериалов – 347,4 тыс. т (+43,4%), металлов и лома – 61,7 тыс. т (+81,7%).
Наливных через терминалы порта обработали 789,1 тыс. т (-43,6%), из них нефтепродуктов – 781,1 тыс. т (-43,6%).
На второй позиции – Вентспилский порт с понижением оборота на 31,4%, до 3,09 млн т. В январе – феврале потеряно 1,41 млн т различных грузов. И основная причина недостачи тоннажа – сокращение нефтепродуктов и ограничения по отправкам угля на российской стороне. В Вентспилсе в начале года очень рассчитывали на стужу и замерзающие соседние акватории залива, однако большого чуда не случилось, хотя порт и принял ряд судов, которые не смогли загрузиться на Северо-Западе РФ.
В итоге за январь – февраль перевалка насыпных в Вентспилсском порту сократилась на 52,7%, до 733,8 тыс. т. В то же время значительно выросла обработка минеральных удобрений – 79,4 тыс. т (+415%), и резко упал тоннаж угля – 393,3 тыс. т (-65,4%). Генеральных грузов было 431,6 тыс. т (+12,6%). И если в прошлом году за январь – февраль в порту не перевалили ни одного «ящика», то в этом отчетном периоде - 772 тыс. TEU (+100%). Нефтепродуктов через три терминала порта прошло 1,82 млн т (-26,4%).
Грузооборот Лиепайского порта, показатели которого в меньшей степени зависят от традиционного для Латвии транзита энергоресурсов, вырос за два месяца на 29,4%, до 1,38 млн т. Прирост на 1/3 обусловлен перевалкой зерновых, обработка которых стопорилась летом-осенью 2017 года из-за плохих погодных условий. Значительное увеличение было и в обработке наливных (сегмент сформирован такими нефтепродуктами, как вакуумный газойль и базовые масла) – рост на 45,5%, до 84,7 тыс. т. Однако в порту отмечают, что выстраивать какие-либо тренды на основе текущей положительной динамики не имеет смысла. Увеличение есть и в секторе генеральных грузов – в Лиепае перевалили 193,9 тыс. т (+25,7%), рост стал возможным в основном за счет накатных грузов и лесоматериалов.