В латвийских гаванях в январе – апреле падала также перевалка минеральных удобрений российского происхождения (924,7 тыс. т, -12,5%), древесной щепы в отчетном периоде было обработано 574,3 тыс. т (-10,6%).
В то же время в Вентспилсе, Риге и Лиепае росли объемы генеральных грузов: перевалено 4,42 млн т (+22%), в том числе грузов в контейнерах – 1,64 млн т (+9,5%), лесоматериалов – 1,44 млн т (+44,5%), накатных грузов Roll on/Roll off – 1,16 млн т (+19,3%).
Неизменный лидер
Лидером по грузообороту остается Рижский порт, за 4 месяца переваливший 11,44 млн т грузов (-6,3%). На второй позиции – Вентспилсский порт с 6,87 млн т (-27,2%), Лиепайский – на третьей строчке с 2,6 млн т (+14,2%). Он, кстати, в плюсовой динамике с начала текущего года благодаря обработке зерновых из России и Литвы.
Минусовая динамика порта стала уже стабильной в связи с сокращением нефтеналивных грузов российского происхождения. А вот уменьшение перевалки угля – тренд более свежий, начало которому было положено в мае 2017 года, когда ОАО «РЖД» стало притормаживать железнодорожные отправки в сторону портов Латвии.
Итоговый грузооборот столичного порта в январе – апреле сократился на 6,3% (до 11,4 млн т). По сегментам в минусовом поле насыпные грузы – 7,37 млн т (-4,5%), в том числе удобрений перевалили 639 тыс. т (-21,7%), угля – 4,61 млн т (-1,3%). Наливные идут вовсе на рекорд – их стало меньше на 40,6% (1,36 млн т), из них нефтепродуктов обработали 1,32 млн т (-41,7%).
Перевалка генеральных грузов, наоборот, в порту выросла на 23,1% (до 2,7 млн т). Прирост стал возможным за счет обработки грузов в контейнерах – 1,61 млн т (+9,1%), лесоматериалов – 783,5 тыс. т (+56%), накатных грузов Roll on/Roll off – 167,4 тыс. т (+46,7%), металлов – 112,5 тыс. т (+29,1%).
По контейнерообороту Рига занимает вторую позицию в Балтии после Клайпедского порта – 154,353 тыс. TEU (+8,1%). В порту отмечают, что вырос пассажиропоток на 12,8% (до 223,341 тыс. человек).
Вентспилс недобрал угля
Вторую строчку латвийского рейтинга занимает Вентспилсский порт с грузооборотом в 6,87 млн т (-27,2%). По сравнению с отчетным периодом 2017 года сокращение объема в январе – апреле 2018 года составило 2,57 млн т, недополученных в виде нефтепродуктов и угля.
Так, объем перевалки насыпных просел на 44,8% (до 1,98 млн т), из них угля было 1,1 млн т (-57,21%). Этот показатель (как и у нефтепродуктов в Риге) становится абсолютным минусовым рекордом.
Наливных грузов за 4 месяца стало меньше на 21% (до 3,98 млн т), в том числе перевалка нефтепродуктов сократилась на 22,4% (до 3,75 млн т).
Но обработка генеральных грузов выросла на 11%, составив 905 тыс. т.
Контейнерооборот за указанный период составил 1,558 тыс. TEU (в аналогичный период прошлого года контейнеры не переваливались). Пассажиропоток порта достиг 61,269 тыс. человек (+7%). За отчетный период количество судозаходов в порту сократилось на 3% (до 511 ед.).
Лиепая в плюсе и зерне
Данные Лиепайского порта весь этот год, в отличие от крупных портов Латвии, в плюсовой динамике. Прирост в январе – апреле составил 14,2% (до 2,6 млн т). Внушителен рост перевалки зерновых на 47,4% (до 1,22 млн т), что составляет половину оборота порта. Это урожай зерновых прошлого года российского и литовского происхождения. Также выросла обработка строительных материалов (186,9 тыс. т, +10,6%), лесоматериалов (164,7 тыс. т, +44,1%).
Меньше стало нефтепродуктов – на 9,1% (до 123,7 тыс. т), и контейнерооборот порта сократился на 23% (до 994 TEU). Количество перевезенных пассажиров на паромных линиях выросло на 37% (до 11,539 тыс. человек).
Абсолютным лидером региона по-прежнему является литовский Клайпедский порт с грузооборотом в 14,23 млн т (+4,8%). Положительная динамика стабильна, и подкреплена она генеральными грузами (+21%, до 4,7 млн т), перевалкой контейнеров (+20,4%, до 2,1 млн т), растущим контейнерооборотом (+17%, до 170,692 TEU), ростом обработки нефтеналивных позиций (+3,1%, до 3,5 млн т).