Поэтому сейчас сравнение идет с относительно высокой базой. Соответственно и прирост не мог оказаться сопоставимым с довольно-таки резвой динамикой весны и отчасти – лета.
Сентябрьский результат выглядит весьма даже неплохим, поскольку эксперты опасались осеннего спада. В принципе, он и на самом деле просматривается, если не брать в расчет перевозки нефтегрузов.
Они, собственно, и вытянули сеть в плюс. Здесь достигнута большая прибавка. А доля данной номенклатуры достаточно велика, что и объясняет влияние на конечный результат.
Сети повезло: погрузку вновь подстегнули нефтяники
Действительно, по предварительным данным, нефтеналив в сентябре побил рекорд: было погружено 17,6 млн т (+11% к аналогичному периоду прошлого года). Это связано с турбулентными процессами в мировой экономике: глобальный спрос на нефть ожидался умеренным, однако, по прогнозу JTC (технический комитет ОПЕК), в сентябре 2021 года нежданно образовался дефицит нефти на уровне 1,1 млн б/с.
По данным экспертов Bloomberg, он оказался даже больше прогнозов, сделанных в августе. В результате предложение на нефтяном рынке оказалось ниже спроса, что будет характерным также и для двух последующих месяцев осени. Соответственно можно ожидать роста погрузки железнодорожного экспорта нефти, поскольку, как правило, именно он, а не трубопроводная система, восполняет локальные дефициты на споте.
Сложнее ситуация с нефтепродуктами. На их экспорт регуляторами введены ограничения. И поставки бензина с российских НПЗ за рубеж в сентябре снизились даже больше, чем в летние месяцы, по данным аналитиков Argus (со ссылкой на данные железнодорожных экспедиторов).
Причина – компании с начала весны сокращают экспорт бензина в связи с рекомендациями правительства увеличить поставки топлива на внутренний рынок. Здесь ситуация сложилась тревожная: в сентябре, как сообщили аналитики СПбМТСБ, рынок пребывал в возбужденном состоянии, поскольку бензина на всех не хватало. И покупатели соревновались между собой в быстродействии в закупках.
Банк России, как один из регуляторов, до поры до времени смотрел на «быстрые руки» сквозь пальцы. Однако 20 сентября 2021 года он выдал СПбМТСБ предписание разработать меры, направленные на дестимулирование использования роботов недобросовестными участниками спотового рынка. Иными словами, начались очередные подвижки, связанные со сдерживанием роста цен на бензин внутри РФ.
Ажиотажный спрос на бензин объясняют прежде всего увеличением автоперевозок. Это отразилось и на структуре железнодорожных перевозок, где акцент сместился на внутренние маршруты.
Сюда же следует добавить оживление авиасообщения, что сформировало еще и дополнительный спрос на керосин. И трейдеры поспешили пополнить запасы. Это объясняет рост железнодорожной погрузки светлых нефтепродуктов на внутренних маршрутах на фоне относительного вялого экспорта.
Исходя из последнего обстоятельства, в НПЗ спланировали на осень значительные объемы ремонтов. Но они еще не успели толком начаться, как на внутреннем рынке стал складываться дефицит топлива. Тем не менее в конце сентября на СПбМТСБ уже отметили масштабные сокращения продаж светлых нефтепродуктов.
Что будет дальше с железнодорожной погрузкой заводов-отправителей, пока не очень понятно, ведь, по данным аналитиков «Петромаркета», на исходе сентября в ремонты ушло 7 НПЗ, а в ближайшее время их список пополнят еще несколько крупнейших заводов по нефтепереработке.
Ну а относительно погрузки темных нефтепродуктов – здесь в сентябре полностью оправдались прогнозы, сделанные в августе. Напомним, что в прошлый раз мы прогнозировали и рост погрузки нефтеналива в целом, что и наблюдалось в сентябре.
Уголь прибавил в оборотах
В сентябре текущего года перевозки по РЖД поддержал на плаву также и уголь. Его доля в структуре погрузки значительная (в сентябре она составила почти 29% от всех объемов отправок по сети). Поэтому то, что погрузка угля в первый месяц осени текущего года увеличилась на 2,3%, оказало существенное влияние на сводный результат для сети.
Сентябрь усилил тренд на экспорт угля, который был отмечен в августе на совещании по развитию угольной отрасли, где первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что отправки Кемеровской области растут опережающими темпами.
Угля могли бы сентябре вывезти и больше, но на Восточном полигоне действовали жесткие квоты. Однако в сентябре за рубеж уголь уже активно вывозили не только в восточном направлении, но в сторону морских портов Южного бассейна. Соответственно этот грузопоток вскрыл узкие места на подходах и к ним.
Была также отмечена активизация вывоза угля в Европу. В связи с этим образовались сложности с его пропуском в сторону Усть-Луги. По данным источника в ОЖД, углем неожиданно оказались заполненными все специализированные терминалы на Северо-Западе РФ. В результате часть грузопотоков пришлось даже направить по сухопутным переходам в Финляндию – к причалам, которые ранее были ориентированы на навалочные грузы и долгое время практически пустовали.
Как пояснил представитель ОЖД, ситуация сложилась в каком-то смысле ненормальная. Наплыв угля в регион – временный. Он, как ожидается, рассосется в 2022 году, поскольку связан с нехваткой энергоресурсов в некоторых странах ЕС. Но нынешний ход развития событий, похоже, застал железнодорожников врасплох.
Внутренние маршруты не добавили оптимизма
Итак, погрузку в сентябре на РЖД погрели нефтяники и угольщики. Топливно-энергетический комплекс, таким образом, своим экспортным вектором задал отчетливо выраженный тренд. Его поддержали и некоторые другие номенклатуры – такие как кокс (+22,2%), железная руда (+2,1%), черные металлы (+5,9%), минудобрения (+2%). Иными словами, экспортно ориентированные виды грузов.
Однако что касается отправок по внутренним маршрутам, то по ним тенденции к росту пока не сформировалось. Это видно, в частности, по отрицательной динамике цемента (-3,8%), зерна (-22,6%), строительным материалам (-11,7%), промсырья (-3,3%). В связи с увяданием экспорта древесины погрузка лесных грузов на сети продемонстрировала практически нулевую динамику.
Вялый спрос внутри РФ вызывает некоторую тревогу по поводу дальнейшего хода развития событий с погрузкой на РЖД, подытожил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Как полагают участники рынка, нынешняя ситуация на сети генерирует поправки в сложившуюся ранее структуру грузопотоков. И этим можно объяснить сгущения вагонопотоков по некоторым направлениям. Сеть не успевает реагировать. Отсюда – учащение локальных дефицитов.
А они, в свою очередь привели к росту количества брошенных поездов. Их отметили, в частности, представители металлургических комбинатов, для которых сейчас являются крайне чувствительными продажи на споте. Сталь за рубежом сейчас продают именно там, где есть на нее повышенный спрос.
Этим и объясняется повышенное внимание экспортеров к тому, насколько железнодорожники способны доставить продукцию точно в срок. В связи с этим возникают проблемы.
В их числе – неудовлетворительное состояние инфраструктуры РЖД, продолжающаяся программа ОАО «РЖД» по оптимизации штатов на станциях и по части работы локомотивных бригад без учета перспективы роста производства на российских предприятий. Кроме того, металлурги заговорили о смене профицита на дефицит в сегменте полувагонов на фоне роста объемов перевозки угольной продукции.