Ноябрь текущего года на споте прогнозировался спокойным, поскольку оживление погрузки смещалось на декабрь. Однако подвижки начались все-таки на месяц раньше. Ситуация изменилась под влиянием того, что на сети образовался дополнительный спрос на цистерны. Причем по тем же экспортным направлениям, что и уголь. Как следствие, был отмечен скачок в динамике базовых ставок на полувагоны. Подробности в обзоре «На крутых виражах».
Правительство РФ приняло разработанную Минтрансом Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го. Чиновники уверяют, что документ нацелен на ускорение социально-экономического развития страны. Реализация мероприятий стратегии будет осуществляться в три этапа: первый – с 2021 по 2024 год, второй – с 2025 по 2030-й, третий – с 2031 по 2035-й.
Целевые показатели стратегии при 100%-ном выполнении претендуют на некоторую избыточность в существующих реалиях и состоянии экономики. Так, грузовладельцы от реализации стратегии должны получить такие эффекты, как четырехкратный рост скорости мультимодальных перевозок несырьевых грузов – до 1 тыс. км/сут., приведение в нормативное состояние не менее 85% инфраструктуры ЕОТС при сегодняшних 62%. 100% перевозочных документов должно быть переведено в электронный вид, мощности железнодорожной инфраструктуры для экспорта должны вырасти до 327 млн т, а объемы перевалки грузов в морских портах – на 438 млн т.
Но эксперты и участники рынка считают стратегию недостаточно конкретной и нуждающейся в уточнениях. Более того, с учетом объема запланированных проектов сомнения вызывают и сами источники инвестиций. Подробный анализ в статье «Транспортная стратегия – 2035: амбиции впереди бюджета».
ФАС подготовила проект приказа об индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2022 году, согласно которому она составит 5,8%. Правда, вместе с дополнительными надбавками эта цифра в итоге будет несколько выше. ФАС своим документом создает прецедент: предложенные решения поднимают индексацию на уровень, который выше ожиданий грузоотправителей, что, в свою очередь, будет заложено ими в прайсы на отгружаемую продукцию. И не очень понятно, каким образом тогда в 2022 году правительство собирается удержать рост инфляции в границах 4%. По крайней мере для ОАО «РЖД» этот уровень будет превышен в 1,7 раза.
В целом механизм внесения поправок выбран довольно-таки сложный. Кажется, что составители документа постарались приложить максимум усилий, для того чтобы рост цен на бумаге выглядел меньше, чем он окажется на практике. Наверное, поэтому мы в нем сразу же натыкаемся на нестыковки. Какие именно – узнаете в статье «Антимонопольная кантата для рельса и колеса».
Проект развития Восточного полигона и по объему работ, и по объему инвестиций превосходит все другие крупнейшие проекты в стране. Но сроки завершения I этапа развития БАМа и Транссиба переносились неоднократно. Напомним, что изначально его планировалось провести в 2013–2017 гг. Но в конце 2017 года правительство продлило фазу строительства до 2019-го, сроки начала эксплуатации сдвинулись на 2020-й. Однако в мае прошлого года правительство РФ продлило сроки до 2021-го.
Как следствие – весь текущий год можно неофициально назвать годом Восточного полигона для РЖД. На всех совещаниях и селекторах руководство холдинга настаивало на необходимости завершения всех проектов в срок. Такое упорство подогревалось в основном пристальным вниманием со стороны президента.
Восточный полигон призван изменить конфигурацию глобальных транспортных потоков. Однако по итогам года фактическое выполнение работ на БАМе составит только 2/3 от запланированного. Что получилось и не получилось в реализации проекта? И какие факторы следует учесть для ускорения работ во время уже начавшегося II этапа? Подробности в статье «Восточный полигон: на острие сроков».
Международные пункты пропуска на российско-китайской границе лихорадило весь 2021 год. На автомобильных погранпереходах скопление грузовых фур стало обыденностью. Из-за пандемии, ударившей по международной логистике, российско-китайская приграничная торговля во многом утратила свою стабильность и предсказуемость.
При этом Китай становился инициатором жестких карантинных мер, затрагивающих порядок пересечения грузов через погранпереходы с РФ. Последним резонансным событием в уходящем году стали ограничения, введенные одновременно в трех железнодорожных пунктах пропуска.
В частности, через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ при среднесуточном плане 16 поездов в I полугодии в Китай передавалось лишь 10–11 составов. Во второй половине года ситуация коренным образом не изменилась. Китайский карантин привел к десяткам отставленных от движения поездов на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах. Из-за введенных КНР ограничений все грузовладельцы и операторы оказались в одинаково сложных условиях. Некоторое преимущество получили контейнерные грузы, которых не коснулись ограничения, но и они вынужденно находятся в пробках брошенных поездов. Как будет развиваться непростая ситуация в дальнейшем и есть ли альтернативы – читайте в материале «Погранпереходы пошли лесом».
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер