+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2020 09:16:10
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В феврале на сети РЖД зафиксирована углеводородная недостаточность

Перевозки нефтегрузов на сети РЖД в феврале 2020 года сократились до 18,8 млн т, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.

Основные проблемы возникли с отправками темных нефтепродуктов. Между тем именно они всегда были основой трафика по сети РЖД. В частности, мазута в феврале текущего года было перевезено 4,9 млн т, что на 3,4% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. Львиная его доля обычно отправлялась на экспорт.

Однако как раз экспорт и потянул погрузку на сети РЖД вниз (-6,9%). Специалисты одного из НПЗ объяснили это ужесточением стандартов Международной морской организации (IMO), которые с 1 января 2020 года стали ограничивать содержание серы в судовом топливе с 3,5 до 0,5%. А среди отечественных НПЗ лишь единицы имеют оборудование для выпуска такого бункерного топлива. Для этого необходимы установки гидрокрекинга.

«Соответственно ожидаем период низких цен и убытков из-за снижения спроса на мировом рынке темных нефтепродуктов», – объяснил представитель НПЗ. Дело в том, что сернистый мазут дешевеет и в РФ.

У бензина – внутренние резервы

Впрочем, руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» компании Argus Сергей Агибалов отметил, что для роста потребления нефти на внутреннем рынке есть объективные причины, в частности модернизация НПЗ. Благодаря этому погрузка дизтоплива увеличилась до 3,5 млн т (+8,7%).

Такой прирост выпуска мазута и дизтоплива в РФ создал нефтяным компаниям сложности: они вынуждены искать маржинальные рынки сбыта и конкурировать с другими поставщиками. Суда по структуре погрузки, они находят резервы прежде всего на внутреннем рынке, куда направлялось более 2/3 объемов отправок дизтоплива. Причем прирост поставок на экспорт и на внутренний рынок оказался сопоставимым.

В последние годы стали расти и отправки бензина, который в значительной мере предназначен для внутреннего потребления. В феврале его погрузка составила 2,7 млн т (+9,5%).

Что в сыром остатке?

Что же потянуло вниз железнодорожные перевозки в феврале текущего года? Во-первых, сырая нефть (-30,2%), которая продолжает перекочевывать в систему трубопроводов. И лишь небольшие партии достаются железным дорогам – в основном для внутреннего потребления. Иными словами, для переработки на НПЗ.

Во-вторых, энергетические газы: их погрузка составила в феврале 4,4 млн т, что на 2,6% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Основная причина заключается в том, что рост на внутренних маршрутах доставки газов в цистернах не смог перекрыть падение по экспорту (-8,3%).

А это почти половина всей погрузки энергетических газов. Причина – конкуренция с другими видами транспорта.

Темные – на пороге падения

Прогнозы погрузки нефтеналива по сети РЖД весьма противоречивы. С одной стороны, ожидается прирост отправок светлых нефтепродуктов на внутренний рынок.

С другой – просматривается спад поставок темных нефтепродуктов за рубеж. Причем их объемы могут быть скорректированы в сторону уменьшения, полагают независимые эксперты.

Таково следствие падения мировых цен на нефть. Поэтому нефтяным компаниям вместо экспорта нефтепродуктов сейчас, как это ни парадоксально, становится выгоднее гнать сырье нефть на экспорт. А оно, как известно, прокачивается до морских терминалов по трубе.

Битумная лихорадка

Есть, конечно, сегменты, которые могут составить исключение. Например, авиационный керосин: его экспорт по сети РЖД в феврале вырос в 1,5 раза. Увеличились на 15,2% перевозки и на внутренних направлениях. Однако сами по себе эти объемы невелики и неспособны сколько-нибудь серьезно повлиять на итоговые показатели железнодорожной погрузки.

То же можно сказать о битуме. Несмотря на то, что для его доставки требуется специализированный подвижной состав и требования к нему на сети РЖД в последнее время ужесточились, объемы железнодорожной погрузки в феврале выросли на 18%, в том числе на экспорт – в 1,5 раза.

Основные поставки битума на экспорт – в страны СНГ. Правда, этот рынок крайне зависим от объемов строительства и ремонта автодорог. Сейчас подряды активизировались. Но надолго ли?

В прошлом году поставщики битума уже не раз испытывали сложности со стороны таможни. На экспорт битума вводились квоты.

Смазкой сеть не поднимешь

В заключение заметим, что не все виды экспорта наливных грузов, которые перевозят небольшими партиями по железной дороге, имеют тенденцию к росту.

Это, например, относится к минеральным маслам и смазкам: в феврале их вывоз за рубеж по сети РЖД сократился на 17% – отчасти из-за переключения на другие виды транспорта, отчасти из-за роста перевозок в танк-контейнерах.

Причем в перспективе ожидается увеличение таких перевозок в танк-контейнерах на экспорт. Ну а на внутреннем рынке прогнозируется рост перевозок в железнодорожных цистернах. Он уже наметился в феврале 2020 года.

Однако все это не отменяет довольно пессимистических настроений по ключевым для ОАО «РЖД» нефтеналивным номенклатурам. В целом в марте из-за кризисных настроений погрузка углеводородов в цистернах рискует уйти вниз.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions