Пассажирские перемены
Снижение пассажирского авиатрафика началось с первых чисел марта, ближе к 20-м числам приобрело лавинообразный характер. В марте пассажирооборот в целом по гражданской авиации снизился 30,9%, по итогам I квартала – на 5,7%. Количество перевезенных пассажиров снизилось в марте на 28,1%, в I квартале – на 5,9%.
Показатели «Аэрофлота», одного из главных авиаперевозчиков страны, огорчают.
Так, по данным Росавиации, пассажирооборот «Аэрофлота» в марте сократился на 41,4%, число перевезенных пассажиров – на 43,6%. Показатели по итогам I квартала снизились на 17,9 и 18% соответственно.
«На операционные результаты I квартала и марта 2020 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели на международных линиях в результате фактического закрытия международного сообщения. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве. Этот эффект был дополнен постепенным введением ограничений на передвижения и опасениями пассажиров совершать перелеты, что также повлияло на показатели внутренних перевозок. Группа «Аэрофлот» проводит оптимизацию емкостей против запланированного расписания, однако сильнейшее снижение спроса повлияло на показатели загрузки», – комментируют ситуацию в самой компании.
В начале апреля компания сообщила, что «Аэрофлот» временно сокращает частоту полетов на внутренних линиях. Изменения также связаны с падением спроса на внутренние авиаперевозки вследствие принятых ограничений на передвижения. Кроме того, перевозки в пять городов Дальнего Востока (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан) наряду с «Аэрофлотом» сократила и его дочерняя авиакомпания «Россия» с 3 апреля по 1 мая. «В соответствии с решением региональных властей о временном ограничении авиасообщения и общим падением спроса на авиационные перевозки», – поясняется на сайте компании.
Ранее гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщал, что компания за время кризиса сократила перевозки пассажиров с 110–120 тыс. в сутки до 3–5 тыс. При этом количество рейсов перевозчика сократилось с докризисных 800 до 50–80 рейсов в сутки.
На днях стало известно, что на фоне эпидемии коронавируса компания «Аэрофлот» с 1 апреля сократила зарплаты топ-менеджменту на 40%.
Падение с начала года демонстрировала и «дочка» «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия», чей пассажирооборот в марте снизился на 35,8%, а в I квартале – на 17,3%. Авиакомпания «Россия» продолжает выполнение полетов по сокращенной программе для обеспечения максимальной противовирусной защиты пассажиров.
Пассажирооборот крупнейшего российского лоукостера «Победа», входящего в группу «Аэрофлот», по итогам марта вырос на 0,4%, по итогам квартала – на 21,1%. При этом напомним, что «Победа» отменила с 1 апреля по 31 мая все полеты, в том числе на внутрироссийских направлениях. «Приостановка операционной деятельности позволит сосредоточить ресурсы на антикризисной программе и подготовке к возобновлению полетов, объяснили в компании. Сейчас самое главное – это здоровье граждан», – комментировал тогда генеральный директор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков приостановку полетов.
На 29,6% сократился пассажирооборот еще у одной компании, входящей в топ-перевозчиков страны, – компании «Уральские авиалинии». По итогам I квартала падение фиксируется на уровне 2%. Еще в начале года представитель авиакомпании «Уральские авиалинии» отмечал вероятность изменения полетной программы в связи приостановлением авиасообщения с Китаем. «Учитывая тенденции мирового и российского авиационных рынков, закрытие рейсов в КНР и других международных рейсов для китайских граждан, можно ожидать снижения объема перевозки грузов на 10–15%», – прокомментировали тогда в компании.
На фоне закрытия международного авиасообщения компания с 25 апреля открыла новые рейсы, в конце марта открыли продажу субсидированных билетов на новом рейсе Барнаул – Симферополь. На лето запланировано открытие прямых рейсов в Горно-Алтайск из Москвы и Екатеринбурга. Также предлагают скидки – к примеру, скидки на прямые рейсы в Москву из регионов и на рейсы со стыковкой в Москве в южные города России, Калининград и Минеральные Воды.
Аналогичная политика в авиакомпании S7 Airlines. Напомним, что в декабре 2019 года был завершен процесс объединения авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус», выполнявших полеты под единым брендом S7 Airlines. При сравнении с показателями группы S7 за аналогичный период прошлого года рост пассажиропотока S7 Airlines в I квартале 2020-го составил 2,94%.
30 марта авиакомпания запустила акцию «Летайте дома». Также открыла с 17 апреля ежедневные рейсы из Москвы в Ульяновск. А с 29 апреля начнет выполнять прямые ежедневные рейсы из столицы в Геленджик.
В последние дни марта стало известно, что авиакомпания S7 сократила количество рейсов в летнем сезоне на 50% от ранее запланированных из-за ограничения полетов на фоне коронавируса. «Соответственно в нашем парке, в котором более 100 воздушных судов, высвободился эквивалентный налет самолетов. Однако речь о парковке части флота не идет. Летом возможно восстановление объемов, а приземлять самолеты целесообразно только как минимум на несколько месяцев», – сообщал тогда заместитель генерального директора по стратегии S7 Group Григорий Давыдов. Как пояснили в компании, перевозчик не планирует законсервировать часть флота – весь флот будет в рабочем состоянии, но нагрузка на самолеты значительно снизится.
На днях в СМИ появилась информация о том, что крупнейшие российские авиакомпании – «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии» и Utair – в апреле подняли стоимость билетов. Представитель одной из авиакомпаний отметил, что цены сейчас управляются в ручном режиме, их рост позволит хоть как-то возмещать затраты на выполнение полетов.
Грузовая переориентация
Неутешительную динамику демонстрирует и грузооборот российской авиации по итогам как марта, так и I квартала. В марте грузооборот в целом сократился на 5,8%, при этом объем перевезенных грузов и почты вырос на 5,3%.
По итогам I квартала грузооборот снизился на 7,8%, а грузов и почты было, наоборот, перевезено на 4,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Ситуация в отрасли выглядит очень неоднородной. Если одни компании фиксируют значительное снижение показателей, то другие, напротив, существенный рост. Так, с начала года росли показатели у ведущих авиакомпаний, кроме «ЭйрБриджКарго». В марте ее грузооборот снизился на 14,6% по сравнению с мартом прошлого года, а по итогам I квартала – на 11,9%. Сократился и объем перевезенных грузов и почты.
На 1% демонстрирует снижение грузооборот «Аэрофлота» в марте и рост на 14,1% в I квартале года. При этом объем перевезенной почты и грузов в марте снизился на 4,6%, а за 3 месяца показал рост на 9,5%.
Положительная динамика и у «Победы» – как в марте, так и по итогам I квартала. Грузооборот за январь – март вырос у «дочки» «Аэрофлота» на 30,1%. Напомним, что на апрель-май лоукостер приостановил все полеты.
Также значительный рост показателей наблюдается у авиакомпании – лидера по авиационной доставке негабаритных и сверхтяжелых грузов «Волга-Днепр» (ВДА). В марте грузооборот вырос на 11,2%, в I квартале – на 77,9%.
«Уральские авиалинии» сократили грузооборот на 3,3% по итогам квартала.
Исходя из объективных причин (в связи с падением пассажирооборота, спроса) авиакомпании, не специализирующиеся на грузовых перевозках, пытаются переориентироваться на грузовой сегмент.
Так, авиакомпания Utair проводит диверсификацию самолетных перевозок в условиях карантина и спада спроса на авиабилеты. Как сообщил недавно генеральный директор ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, во флоте компании есть как среднемагистральные, так и дальнемагистральные лайнеры, что позволяет Utair выходить на рынок с уникальным соотношением цены рейса и массы перевозимого груза. Utair уже запустил грузовые перевозки на дальнемагистральных широкофюзеляжных Boeing 767-200. Это одни из самых больших самолетов семейства Boeing с экономичным расходом топлива.
По данным Росавиации, в марте грузооборот перевозчика вырос на 11,2%, в I квартале – на 0,2%.
Кроме того, в качестве мер «удержаться на плаву» по S7 Airlines проработали технический проект перевозки некоторых грузов в салоне пассажирских лайнеров, рассказывал начальник инженерного центра S7 Technics Леонид Шошин.
Рост грузооборота с начала года также наблюдается у компаний «Россия», «ИрАэро», «Нордавиа – региональные авиалинии», «Ямал», «Азимут» и т. д.
Что дальше?
Сейчас ряд авиакомпаний – «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Аврора», «Россия» – продолжают выполнять вывозные рейсы. По данным рабочей группы Росавиации, координирующей возвращение соотечественников из зарубежных стран, с 20 марта по 26 апреля на территорию РФ вернулось 172 199 россиян.
Сообщалось, что авиакомпаниям будет компенсировано в общей сложности 1,5 млрд руб. за вывоз граждан РФ из-за рубежа.
На днях в Минтрансе России заверили, что субсидии авиакомпаниям в размере 23 млрд руб., которые недавно анонсировал президент России Владимир Путин, будут предоставлены на погашение расходов авиакомпаний с февраля по июль.
Несмотря на рост показателей у некоторых компаний, в целом кризис окажет существенное негативное влияние на авиационную отрасль. По прогнозу французской консалтинговой компании Archery Strategy Consulting, кризис авиационной отрасли, возникший в результате повсеместных ограничений перемещения граждан из-за эпидемии коронавируса, удастся преодолеть в лучшем случае через 3 года. Большая нагрузка ляжет и на авиастроительные компании Airbus и Boeing. Согласно прогнозам ASC, спрос на новые самолеты сократится на 40–60% в ближайшие 5 лет.
Ранее ассоциированный партнер и глава представительства в России Lufthansa Consulting Станислав Соломко прогнозировал тенденции на создание альянсов, когда небольшие авиакомпании будут поглощены гигантами.