Прежде всего, на объемы погрузки повлияла общая ситуация, связанная с мерами по борьбе с коронавирусом. Происходящее в РФ во многом напоминает обстановку, которая сложилась в целом в ЕС. В Европе только в начале мая заговорили об отмене ограничений. И спустя некоторое время правительству РФ и Роспотребнадзору в контакте с рабочей группой Госсовета было поручено разработать критерии поэтапного выхода экономики РФ из режима ограничений, начиная с 12 мая.
В целом апрель под таким углом зрения оказался провальным для ОАО «РЖД». Положение дел усугубилось и тем, что клиенты довольно часто меняли планы по объемам и направлениям отправки своей продукции. Соответственно, на некоторых направлениях возникало сгущение вагонопотоков, что привело к росту общего количества брошенных поездов.
Коронавирус поиграл мускулами
Из-за карантинных и санитарных мер, принимаемых в других странах, периодически возникали задержки движения в зоне железнодорожных погранпереходов. Кроме того, на сети РЖД активизировались ремонты. И для проведения плановых работ по модернизации и текущему содержанию инфраструктуры ОАО «РЖД» ввело временные ограничения на движение поездов, что также повлияло на пропускную способность отдельных участков железных дорог. В целом таких ограничений в апреле насчитывалось более трех десятков.
Значительная доля конвенций так или иначе была связана с перевозками в по Восточному полигону, а также на стыке с Восточно-Сибирской магистралью в сторону дальневосточных морских портов. В частности, конвенции, как следует из телеграмм ОАО «РЖД», вводили в направлении Китая (уголь и лес). Ограничения испытали и некоторые другие экспортные номенклатуры. При этом с 1 апреля были введены ограничения на погрузку в направлении Казахстана, что также усилило нагрузку на стыковые участки Транссиба и БАМа.
Анализ структуры погрузки показал, что в целом у ОАО «РЖД» имелись резервы, но их не удалось использовать. Основная причина – сеть привыкла работать по заранее принятому плану. Однако при усилении волатильности грузопотоков на железных дорогах не успевают проявить гибкость. Введенные ограничения, связанные с принятием мер по борьбе с коронавирусом, привели к задержкам в принятии решений по согласованиям заявок на перевозки. А введение конвенций привело к тому, что на ряде направлений, в том числе на Восточном полигоне, в ОАО «РЖД» были вынуждены вместо автоматизированного согласования документов на погрузку делать это в ручном режиме.
Угольные барьеры
В апреле погрузка угля сократилась на 10,4%. Причем в большей степени перевозки снизились на внутренних маршрутах из-за теплой весны и приостановки работы ряда предприятий в регионах, имеющих свои угольные ТЭЦ.
Однако снизились и экспортные отправки (-9,5%). Эксперты объяснили это тремя причинами. Прежде всего действовали объективные факторы, среди них – неблагоприятная конъюнктура, негативно повлиявшая на объемы погрузки.
Но были обстоятельства и другого рода, например несбалансированность работы станций погрузки/выгрузки и барьерные места на инфраструктуре.
Конечно, ОАО «РЖД» обсуждало с отправителями варианты того, как повысить объемы погрузки угля. И даже были приняты определенные меры для этого. Скажем, по данным перевозчика, в 2020 году были втрое увеличены отправки тяжеловесных поездов на восток.
А в апреле в ОАО «РЖД» сообщили, что российские экспортеры могут увеличить поставки угля не только в страны АТР, но в ряд государств на южном направлении (в Египет, Турцию, Марокко), поскольку пандемия COVID-19 привела к сокращению добычи сырья другими его мировыми производителями, которые традиционно снабжали эти государства углем.
Правда, как уточнил старший редактор международного ценового агентства Argus Сергей Соколов, расширение присутствия российских экспортеров сейчас зависит не только от потенциального спроса на уголь и конкуренции с другими зарубежными производителями, но и от того, как сеть РЖД пропустит дополнительные объемы угля.
Нефтегрузы увяли
Это, кстати, касается и транспортировок нефти и продуктов ее переработки. Власти РФ признали необходимость принятия мер, чтобы не допустить дефицита топлива на внутреннем рынке. И здесь есть повод для беспокойства.
В целом погрузка нефтегрузов на сети РЖД снизилась на 9,3%. При этом их экспорт по железным дорогам, согласно статистике, увеличился на 9,2%.
Напомним, что сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, вступила в силу 1 мая. Как отметил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, ее смысл в том, чтобы адекватно отреагировать на снижение потребления топлива из-за снижения в период пандемии коронавируса мобильности населения и активности мировой экономики.
Поэтому если внутренний спрос на топливо не оживится, то с учетом перспективы снижения экспорта погрузка нефтепродуктов может уйти ближе к лету и в более глубокий минус за счет снижения экспорта. С учетом этих рисков с 1 июня вводится коэффициент 0,737 к тарифу на внутренние перевозки сырой нефти со ст. Сорочинская в направлении трех железных дорог.
Металлы по-прежнему в кризисе
В апреле вновь погрузку потянули вниз такие номенклатуры, как черные металлы (-14,2%) и лес (-4,7%). При этом металлы тормознул, прежде всего, экспорт (-17,6%). Как считают специалисты Argus, это, скорее всего, будет сложно преодолеть. Пока на мировых биржевых площадках наблюдается падение цен, что, вероятнее всего, приведет к сокращению производства и в РФ, полагают эксперты.
К тому же не произошло ожидаемого оживления в строительстве. Из-за этого, по данным ОАО «РЖД», стала сползать вниз погрузка строительных грузов (-0,1%) и спикировали вниз отправки цемента (-23%). Здесь, правда, сказалось, судя по опросам производителей данной номенклатуры, еще и значительное переключение отправок на автотранспорт.
Сложное положение дел в строительном секторе привело и к медленному, но заметному падению индекса цен металлоторговли. «Сейчас тревожит даже не низкий спрос, а низкая платежеспособность покупателей», – признался представитель крупной компании, торгующей металлоизделиями.
Все, что пока получили металлурги со стороны ОАО «РЖД», это небольшая скидка на внутренних направлениях (коэффициент 0,907) на листовую кровельную сталь в полувагонах со станции Муром I Горьковской железной дороги.
Уступки карьерам в ОАО «РЖД» оказались больше. В частности, с учетом спада в строительстве в апреле на сети разрешили хранить щебень со скидкой 90% на 71 грузовом дворе перевозчика до 30 июня текущего года. Вопрос в том, будет ли принятых мер достаточно для того, чтобы удержать данный сегмент от ухода в отрицательную зону?
Что в плюсе?
Среди грузов, которые поддержали погрузку, можно назвать зерно. В апреле его отправки выросли в 1,8 раза. Правда, указанный тренд также может оказаться кратковременным, поскольку в апреле поставщики стремились вывезти его как можно больше за рубеж до вступления в силу отмены льгот со стороны Минсельхоза. И экспорт по сети РЖД вырос втрое.
Напомним, что из приказа министерства исключены 12 регионов, на станции железных дорог которых перевозится льготное зерно назначением в морские порты. «В нынешней ситуации у государства поменялись приоритеты», – отметил председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
Но в итоге квота на экспорт российского зерна в 7 млн т, введенная Минсельхозом с 1 апреля, в течение этого месяца уже была полностью выбрана трейдерами. А далее экспорт зерна за пределы ЕАЭС становится практически невозможен. ФТС уже прекратила выпуск новых деклараций для поставок зерна за рубеж. Поэтому в дальнейшем на прибавки в перевозках зерна надежды мало.
Плюс в погрузке также обеспечили перевозки в контейнерах (+10%), тоже в основном за счет экспорта. Этому, в частности, способствовало снижение ставок ОАО «РЖД» на транзит порожних контейнеров из Европы в Китай.
Некоторую прибавку дали минудобрения. Другие виды грузов, которые обеспечили плюс в отправках по железной дороге, имеют незначительные объемы. В частности, это продовольствие, бумага, импортные грузы. Однако всего этого маловато для стабилизации погрузки на сети РЖД.