+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.04.2025 17:58:10
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

При строительстве портов под удобрения нужно хорошо взвесить все факторы

Мощности по перевалке удобрений в российских портах к 2030 году могут увеличиться на 30 млн т. Однако вопрос, будут ли они загружены на 100%.  
При строительстве портов под удобрения нужно хорошо взвесить все факторы
Отрасль стремится к вывозу

Рынок минеральных удобрений в мире сравнительно стабильный, отмечает управляющий директор компании «Имплемента» Дмитрий Акишин. Последние 5 лет ежегодные объемы общемирового импорта варьируются в пределах 200 млн т.

По итогам прошлого года главными экспортерами выступали Россия (занимала 18% рынка), Китай (14%), Канада (12%), Беларусь (5%), Марокко (4%), Египет (3%).
У основных экспортеров есть шанс увеличить поставки в ближайшие годы: согласно прогнозам, к 2030 году мировой спрос на удобрения возрастет на 11%. Рост обеспечат, главным образом, страны Латинской Америки, за счет фосфорной и калийной продукции, а также некоторые южноазиатские государства, в первую очередь Индия, в которой растет потребность в азотных удобрениях.

В самой России, как ожидается, появятся дополнительные производственные мощности. Дальнейшее распространение в основном получит выпуск карбамида и хлористого калия.
В то же время для увеличения вывоза удобрений необходимо улучшать логистику с созданием новых терминалов.

Уже на сегодняшний день имеется дефицит портовых мощностей по экспорту данной продукции. В принципе удобрения вывозятся, экспорт растет, но зачастую организован он не идеально, говорит Д. Акишин, оценивая такую долю поставок в 12 млн т (экспорт из России удобрений в прошлом году составил 40 млн т). К таким случаям, в частности, относится перевозка в контейнерах, что для этого вида груза не совсем эффективная схема, считает эксперт.

«С точки зрения нетбэков, которые бы компании получили, они были бы выше на собственных производствах», - пояснил он.

Отраслевой запрос на развитие специализированной портовой инфраструктуры является актуальным, резюмировал директор компании «Имплемента».

На стыке дисгармонии

Между тем возникает вопрос, не столкнутся ли компании, инвестирующие в портовую инфраструктуру с рисками недозагрузки мощностей по аналогии с угольными терминалами, которые испытывают сегодня проблемы с доставкой грузов по железной дороге.

Терминальные комплексы строятся быстрее в отличие от модернизации железнодорожных подходов, где этот цикл длиннее, как показывает пример Восточного полигона, отметил заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.

«Надо ли строить порты – это не простой вопрос. Действительно, отрасль удобрений может повторить крайне негативный сценарий угольной промышленности», - не исключает он, уточнив, что загрузка некоторых угольных портов не превышает 50%.

Планы РЖД по развитию предполагают увеличение провозной способности инфраструктуры к портам Северо-Запада к 2030 году (на Балтику приходится львиная доля экспорта удобрений из РФ), однако будут ли они реализованы в срок остается не ясным из-за снижения инвестпрограммы монополии.

Все эти риски потенциальным инвесторам придется оценивать, принимая решение.

«Главная проблема с прогнозами – понять, какие грузы допустят железнодорожники на инфраструктуру. Ни внешний спрос, ни наши производственные возможности [не являются столь значительным фактором], потому что грузовой базы сейчас значительно больше, чем перевозят», - подчеркивает В. Савчук.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions