Согласно данным, опубликованным АСОП, грузооборот сократился на 3,5% относительно того же периода в прошлом году. Это пока самое большое падение при сравнении периодов 2024 и 2023 годов. Так, за первое полугодие падение составляло на 3,1% (к 6 месяцам 2023-го).
Среди бассейнов большой минус показал Арктический (-5,7%, 69,4 млн т) – в предыдущие периоды падение было ниже (к примеру, за 6 месяцев -4,7% к показателям прошлого года). Объем перевалки сухих грузов в морских портах Арктического бассейна составил 19,8 млн т (-16,4%), наливных грузов – 49,5 млн т (-0,7%). По данным источника в отрасли, самый большой прирост грузооборота у порта Архангельск – 2,1 млн т (+51,2%).
Кто в авангарде, а кто – в минусе
По итогам 9 месяцев падение также показали грузооборот портов Азово-Черноморского (-7,5%, 209,4 млн т) и Дальневосточного (-2,3%, 175,9 млн т) бассейнов. Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 206,5 млн т (+1,0%). Наибольший рост у Большого порт Санкт-Петербург – 39,7 млн т (+11,8%). По данным Росморпорта, по итогам 2024 года ожидается выход грузооборота в Балтийском бассейне практически на уровень 2021 года (253 млн т в 2021-м, 25 млн т – ожидания в 2024-м).
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 6,2 млн т (+9,3%). Объем перевалки грузов порта Астрахань увеличился до 3 млн т. (+7,1%), порт Махачкала сократил грузооборот до 2,4 млн т (-7,2 %).
Экспортных грузов перегружено 526,5 млн т (-3,2%), импортных грузов – 31,5 млн т (+8,1%), транзитных – 50,0 млн т (+1,0%), каботажных – 59,3 млн т (-13,6%). В сравнении с предыдущими периодами (7 и 8 месяцев к показателям за те же периоды 2023 года) рост импорта идет активнее, падение экспортных грузов держится примерно на одном уровне.
О контейнерных перевозках по СМП
Все чаще в повестку входит тема контейнерных перевозок по СМП с Китаем. Недавно Архангельск принял пятый за навигацию контейнеровоз – в основном с автозапчастями. О желании запустить круглогодичные контейнерные перевозки и задействовать для этого порты Архангельска и Санкт-Петербурга заявил в начале октября руководитель проекта дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко.
Как сообщали эксперты, госкорпорация планирует принять участие в строительстве пяти контейнеровозов класса Arc7, которые смогут ходить во льдах без помощи ледокола. После завершения строительства планируется запустить круглогодичные перевозки: «Изначально это, наверное, будут базовые порты Китая и порт Санкт-Петербург, а при вводе в эксплуатацию глубоководного района порта Архангельск улучшим эффективность и будем работать на Архангельск», – говорил С. Чемко.
Напомним, что сейчас ведутся работы над проектом глубоководного терминала в Архангельске – одной из ключевых задач в комплексном плане развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Как ранее отвечали в правительстве Архангельской области, ведется совместная работа с «Росатомом» над инвестиционным предложением по проекту и инвестиционной декларацией. До конца 2024 года эту работу планируется завершить, после чего материалы будут направлены в Росморречфлот.
Северный завоз обретет оператора?
Многие новости транспортного мира, в том числе водного транспорта, в начале осени приходили с полей Восточного экономического форума. Так, там заявили, что разработана дорожная карта деятельности создаваемого на Чукотке единого морского оператора северного завоза. Как сообщали РИА Новости со ссылкой на главу Чукотки Владислава Кузнецова, к работе оператора планируется привлечь 10 ед. флота.
«Для доставки продуктов и промышленных товаров планируется привлечение четырех судов и порядка шести танкеров для доставки нефтепродуктов», – уточнял изданию В. Кузнецов. Единого морского оператора северного завоза должны создать в 2025 году. Ранее на ПМЭФ было подписано соглашение о совместной реализации этого пилотного проекта между Минвостокразвития, «Росатомом» и правительством Чукотского АО.
О том, что северный завоз в целом в первую очередь нуждается в координации, ранее говорила представитель Фонда развития неэнергетического и несырьевого экспорта Софья Каткова. Эксперт уточнила, что функции федерального координатора прописаны в ФЗ «О северном завозе», но по факту его так и не появилось: «Сейчас есть намерения создать федеральную государственную информационную систему (ФГИС) мониторинга северного завоза, главными задачами которой будут централизованное планирование и своевременно выявление рисков сбоя поставок грузов. Это может улучшить ситуацию, возможно, система могла бы соединиться в будущем с уже тестируемой НЦТЛП». К слову, в ближайшем номере РЖД-Партнера эксперт подробнее осветила узкие места северного завоза.
Морская коллегия определилась с интересами
Еще в августе в РФ была создана Морская коллегия. Возглавил ее помощник президента Николай Патрушев. Интересно, что организация с таким названием уже действует: это Морская коллегия при правительстве РФ и под руководством Дениса Мантурова. Но она в большей степени занята вопросами логистики и работы портов, их инфраструктуры. У Морской коллеги Н. Патрушева уклон в вопросы национальных интересов России в Арктике, стратегическое развитие Военно-морского флота, развитие и обеспечение морской деятельности – по крайней мере, именно такие направления деятельности обозначаются для трех советов, из которых состоит структура.
Как сообщили участники рынка, совет по стратегическому развитию ВМФ займется анализом состояния флота и выявлением военно-морских угроз. Совет по развитию и обеспечению морской деятельности – подготовкой предложений по тем вопросам, которые не входят в число оборонных: международное сотрудничество, противодействие угрозам национальным интересам России, судостроение, рыбопромысел, изучение Мирового океана. Совет по защите национальных интересов РФ в Арктике будет анализировать политическую и социально-экономическую обстановку там, готовить поручения госструктурам по развитию СМП. В состав коллегии вошли 52 человека, среди них руководители Минпромторга, Минтранса, Минсельхоза, Минобрнауки, главы приморских регионов, руководители погранслужбы и Главного управления Генштаба, главы крупных компаний.