По данным властей региона, упор планируется сделать на продукцию ЛПК, российский стальной прокат, черные металлы, удобрения. Все это потенциальные возможности увеличения грузопотока через Архангельский транспортный узел, но они определены с учетом создания глубоководного района морского порта Архангельск.
Власти региона делают ставку на отправки по Северному морскому пути продукции ЛПК от производителей СЗФО – в связи с разворотом экспорта лесопромышленного комплекса на Восток отправки по СМП через глубоководный район морского порта Архангельск «станут для производителей Северо-Западного Федерального округа наилучшей альтернативой с точки зрения стоимости и сроков доставки».
«Потенциальный грузопоток импортно-экспортных грузов в контейнерах может составить около 300 тысяч контейнеров (4,45 млн тонн) к 2032 году и 600 тысяч контейнеров (8,9 млн тонн) к 2046 году, из которых половина приходится на экспорт пиломатериалов», – ответили в правительстве. Напомним, что сейчас Поморье развивает проект «Арктический экспресс № 1», по которому Архангельск связывает с Китаем через СМП контейнерная линия. На сегодня из Китая в регион прибыли уже три контейнеровоза – в основном с автотехникой. Обратно отправляют пиломатериалы, целлюлозу, полиэтилен, картон.
Другие грузы преимущественно предполагается также привлечь с помощью СМП. «В результате эмбарго на европейских рынках на российский стальной прокат ожидается переориентация продукции СЗФО и Урала в том числе на рынки Индии и Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Малайзия. Логистика по CMП в страны Азиатско-Тихоокеанского региона позволяет обеспечить конкурентные условия отправителям, что будет укреплять российские позиции на дружественных рынках. С учетом развития инфраструктуры грузооборот черных металлов может составить порядка 4 млн тонн в 2050 году. Технологическая схема терминалов глубоководного района позволит совмещать перевалку контейнеров и генеральных грузов. Растущий cпpoc на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона на удобрения будет стимулировать дополнительную потребность на отправки в Восточном направлении. Грузооборот района будет обеспечен удобрениями, направляемыми в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по СМП – до 5 млн тонн к 2050 году. Эмбарго на российские нефтепродукты также обусловливает актуальность использования глубоководного района и CMП для отправок на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона», – сообщили в правительстве Поморья.
В части грузовой базы проект глубоководного района не будет конкурировать с Мурманским транспортным узлом, считают власти, ввиду непересекающихся грузопотоков и традиционно сконцентрированной работы Мурманского порта на аффилированных производителей (Фосагро, СУЭК, Норникель).
По информации правительства Поморья, сейчас ведется совместная работа с «Росатомом» над инвестиционным предложением по проекту и инвестиционной декларацией. До конца 2024 года эту работу планируется завершить, после чего материалы будут направлены в Росморречфлот.
Планы на ж/д
Как в июне подчеркивал А. Алсуфьев, для перевозки обозначенных объемов грузов необходимо развитие железнодорожной инфраструктуры. На сегодня, ответили в правительстве, пропускная возможность железной дороги на подъездах к Архангельскому порту составляет 20 млн тонн.
В июне представители правительства Архангельской области обсуждали с руководством Северной железной дороги совместную работу над развитием транспортной системы Поморья с учетом перспектив увеличения грузопотока. Северная железная дорога на территории Архангельской области реализует программу развития железнодорожных подходов (рассчитана до 2030 года и на перспективу – до 2036-го).
«Для пропуска грузопотока железнодорожники реконструируют ряд станций и выполняют работу по усилению земляного полотна на участке Обозерская – Маленга. В Архангельской области проводится реконструкция крупной узловой станции Коноша и модернизация электрических тяговых подстанций», – уточняли в СЖД в июне.
Планируется также учесть перспективы перевозок по СМП – рассматривается строительство железнодорожной ветки от одной из станций Архангельского железнодорожного узла до нового морского терминала.
Грузовая база сейчас
На сегодня основная грузовая база порта – это проектные грузы, необходимые для реализации крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне (Норникеля, «Новатэка», Роснефти, «Северной звезды», Газпромнефти, горнодобывающей компании Баимская), грузы северного завоза, генеральные грузы, в том числе сложной конфигурации (тяжеловесные, крупногабаритные), нефтеналивные, строительные материалы, техника, различное оборудование, лесные грузы, рыбная продукция, ответили власти Поморья.
Согласно данным администрации морских портов Западной Арктики, за 7 месяцев 2024 года грузооборот порта Архангельск составил 2,7 млн тонн. В тот же период 2023 года этот показатель был немного меньше – 2,6 млн тонн. Прирост при сопоставлении – около 5%.
«Отмечен рост объемов перевалки экспортных грузов (в 1,5 раза) – это прежде всего нефтепродукты и прочие генеральные грузы. Также наблюдается рост на 10% грузооборота по каботажным перевозкам (перевозка груженых контейнеров, угля, нефтепродуктов и прочих грузов)», – уточнили в правительстве региона.