Севморпуть: из Архангельска в Китай
Архангельский транспортный узел и Северный морской путь – наиболее короткий маршрут для торговли с Китаем, об этом на панельной дискуссии, состоявшейся на международном форуме «Российский промышленник», заявила министр экономического развития и промышленности Архангельской области Евгения Шелюк. По ее словам, грузооборот СМП бьет все рекорды: с 2014 по 2023 годы он увеличился с 4 до 35 млн тонн грузов. В этом году был запущен мультимодальный маршрут «Арктический экспресс № 1», который соединил Москву и Китай.
«Нам интересны не только рост грузооборота и развитие логистики, но и создание совместных производств с китайскими компаниями», – сказала Е. Шелюк.
Китай подтверждает системную заинтересованность в использовании Севморпути, об этом сообщил уже гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Более того, по его словам, Москва и Пекин уже достигли конкретных договоренностей, касающихся безопасности судоходства по маршруту. Ключевые задачи российско-китайского диалога – безопасность судоходства, планирование и обеспечение роста грузопотока по СМП, содействие развитию логистических маршрутов, обмен информацией о ледовой обстановке и метеорологических условиях. Фан Юсинь, председатель NewNew Shipping Line, выступая на ВЭФ, состоявшемся во Владивостоке в сентябре, заявил об интересе компании прокладывать путь из Китая в Петербург через льды русской Арктики.
«Россия вкладывается в развитие Северного морского пути, она дает всему миру понять его возможности. Ведь, действительно, путь по СМП помогает нам экономить время перевозки», – сказал он.
Лихачев ссылается на статистику: в 2024 году китайские перевозчики нарастили количество рейсов по Севморпути. Правда, в абсолютных числах информации о количестве китайских перевозчиков нет. Со слов А. Лихачева, на Севморпуть выходят не только перевозчики из Китая.
«У нас увеличивается количество участников СМП и рождаются новые структурные решения, новые бизнес-конструкции, совместные предприятия и со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, и со странами арабского мира. Совместные предприятия направлены на развитие СМП, это говорит о том, что нас никакие санкции не остановят. Это приведет, наоборот, к еще большему росту, большему количеству рекордов на СМП», – сказал он, выступая на ВЭФ.
Ледокольный флот
На данный же момент у России насчитывается 41 ледокол, включая семь атомных, у Китая – пять. Со слов главы госкорпорации «Росатом», в планах – увеличение числа ледоколов до ста, причем произойти это должно уже в ближайшее десятилетие. Один из главных вопросов: где строить? В настоящий момент для России закрыты верфи Европы, а верфи Китая и Южной Кореи загружены как минимум до 2028 года. Сейчас четыре ледокола для «Росатома» за $713 млн строит Индия. Китай также заявил о планах по строительству ледоколов. Но еще один вопрос – за чей счет будут строить суда? А. Лихачев категоричен: экономическая модель не может лечь в чистом виде на пользователей СМП. А в одиночку, в условиях роста ключевой ставки, госкорпорация не справится.
«Мы же не строим в стране железные дороги за счет исключительно кредитных средств и включения в тариф всех затрат, – просто никто никуда не поедет. Государство, в том-то его и роль, чтобы взять на себя инфраструктурные риски, ключевые якорные инвестиции и риск в случае каких-то, условно говоря, расхождений сценария с реальными событиями. Конечно же, государство должно выступать как главный якорный инвестор. Мы уже давно понимаем СМП не как юридический определенный отрезок от пролива Вилькицкого до Берингова», – сказал Лихачев.
Он подчеркивает, Севморпуть – это большой коридор. Он включает в себя и порты Северо-Запада, и даже Калининграда, и дальневосточные порты, в том числе Сахалин.
«И вот именно в таких терминах и в таких понятиях складывается новый федеральный проект, он так называется – «Большой северный морской путь», который, я больше чем уверен, будет правительством утвержден», – заявил Лихачев.
«Северный морской путь – это не просто ледокольный флот, это инфраструктура, я бы ее сравнил с дорогой», – парирует Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Не просто дорога! Ее убирают, чистят. То есть Севморпуть – это услуга, которая обеспечена огромным спектром ежедневной работы, начиная от спутниковой группировки, наземной инфраструктуры, инфраструктуры безопасности судоходства до атомного и ледокольного флота. Это все комплекс, который позволяет как услугу предоставить этот маршрут для безопасного судоходства», – продолжил он.
Между тем Игорь Левитин, советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в сфере транспорта, утверждает, что ледоколы – это почти как тяга. Он сравнил Севморпуть с железной дорогой.
«Тариф ледовой проводки должен быть, как на Транссибе. То есть ледокол – это тяга, а он уже за собой тащит караваны судов. И вот в будущем мы должны к этому вернуться, потому что у нас тогда ставка ледовой проводки была минимальная, потому что мы строили эти ледоколы за государственные деньги. И это принципиальный вопрос. Северный морской путь состоится только тогда, когда ледовая проводка – это будет инфраструктура. И вот это очень важный момент», – резюмировал он.