РЖД-Партнер уже писал о планах возобновить круглогодичное морское сообщение по маршруту из Сочи до турецкого Трабзона в середине декабря. Тогда мы объяснили, почему именно такой способ путешествия удобнее прочих существующих, и что необходимо сделать, чтобы попасть на борт Seabridge.
Круглогодичный (?) паром
Однако несколько дней спустя стало известно об очередном – едва ли не в 10-й раз – переносе. Сообщалось, что это связано с неготовностью судна из-за погодных условий, а именно частых осадков: затянулись работы по обработке корпуса – перекраске, нанесении новых надписей.
«Руководство трабзонского порта знает о начале рейсов, все согласовано. Если не будет какого-либо форс-мажора, то паром пойдет в Сочи 23 января», – комментировал ТАСС Сергей Туркменян, гендиректор компании ООО «СВС Шиппинг» (является организатором и обслуживает этот паромный маршрут).
Но и этим планам не суждено было сбыться – снова из-за неблагоприятных погодных условий, а также в связи с Рамаданом в Турции. По последним данным, запуск грузопассажирского парома между Сочи и Трабзоном отложен до марта 2025 года.
Есть спрос
РЖД-Партнеру не удалось найти турфирмы, которые на данный момент предлагали бы бронь или место в очереди на судно. Информации о дате выхода судна нет также на сайтах трабзонского порта и сочинского морского торгового порта.
«Грузопассажирский паром по маршруту Сочи – Трабзон вызывает большой интерес среди туристов, что неудивительно, учитывая его потенциал для развития новых туристических направлений и удобства для путешественников. Однако активного интереса непосредственно к бронированию мест пока не наблюдается. Это связано с рядом вопросов и неопределенностей, которые возникают у потенциальных пассажиров. Во-первых, на данный момент мы не можем предложить места на пароме, так как точные даты рейсов еще не установлены. Разумеется, это создает естественный барьер для планирования поездок и вызывает у туристов желание дождаться большей ясности, – объясняет туристический эксперт Юлия Матвиенко. – Кроме того, существует риск очередного переноса запуска паромного сообщения, что также влияет на желание людей бронировать билеты заранее. Многие предпочитают подождать, чтобы быть уверенными в надежности и стабильности маршрута. Тем не менее мы продолжаем следить за ситуацией и надеемся на скорейшее установление четкого расписания, что позволит удовлетворить растущий интерес к этому направлению».
Тем не менее разные онлайн-сервисы предлагают подписаться на обновления, чтобы первыми узнать о запуске паромного сообщения. Поездка на пароме будет доступна как по организованному туру, который включает в себя паромную переправу, так и в порядке самостоятельного путешествия «дикарями». Эксперты подчеркивают, что Трабзон – это не та, привычная для россиян, Турция. Трабзон – не про пляжи и пассивный отдых, но про исторические достопримечательности, парки, музеи, храмы и красивые виды.
«Около Трабзона можно заехать в монастырь Сумела, далее по маршруту заглянуть на руины времен неолита Гебекли-Тепе, взобраться на знаменитую гору с каменными скульптурами Немрут-Даг. Эти места пронизаны историей, – говорит руководитель турагентства, эксперт по туризму Александр Тепляков. – Из Трабзона можно построить отличный маршрут по Восточной Турции на автомобиле. Там располагается огромное количество достопримечательностей, особенно ближе к границе с Сирией. Вариант маршрута на 5–7 дней: Трабзон – Эрзурум – Диярбакыр – Мардин – Харран – Шанлыурфа – Дивриги – Трабзон. Это все древние города, от которых у путешественников случается культурный шок».
Пока же доступными способами добраться из Сочи в Трабзон остаются: автопутешествия – для этого надо проехать через Грузию, объехать Кавказские горы. Всего – около 1500 км. Через Абхазию более короткая дорога попросту закрыта; и перелеты на самолете. Но есть нюанс – прямого авиасообщения нет. Можно лететь транзитом через Стамбул, Анкару, Измир, что, конечно, отражается на цене билета.