С инициативой широко использовать возможности Иртыша для транспортировки сегодня выступили на Транспортной неделе власти Омской области.
Регион является, по сути, центром пересечения различных путей. Область расположена на линиях прямых транспортных коридоров, соединяющих Европу с Дальним Востоком, Казахстаном и Китаем, а также крупного водного бассейна, каким является Иртыш.
«Река [на севере] переходит в Обь, в Обскую губу и выходит в Северный ледовитый океан», – напомнил глава Росморречфлота Андрей Тарасенко.
Общая протяженность водных путей, которые обслуживают речники Обь-Иртыша, составляет 21,7 тыс. км.
За навигацию 2024 года в Обь-Иртышском бассейне перевезено более 13,5 млн т грузов, что на 6,7% выше, чем в прошлом году. Это нефтеналивные и другие грузы различного назначения.
Сегодня с учетом трансформации прежних логистических связей перевозки по Иртышу становятся сильно востребованными. Так, отметил А. Тарасенко, лесопромышленникам из Архангельской области важно сбывать продукцию на внешних рынках, но с логистикой по традиционным схемам тяжело. Сегодня они видят путь экспорта по Севморпути с дальнейшим заходом на Иртыш, до Омска, откуда лесоматериалы и брикеты могут идти через погранпереходы в Казахстан и Китай.
Вместе с тем возможно осуществлять перевозки к соседям напрямую по Иртышу, без перегруза на другие виды транспорта.
«Иртыш заходит в Казахстан, Китай. Ведем сегодня переговоры. Китай обеими руками за, готов к такому перемещению груза. У него появляется выход сегодня в Северный ледовитый океан», – пояснил чиновник.
В то же время Омск представляется отличным хабом. Система накопления и перемещения грузов будет достойной и масштабной, заявил А. Тарасенко. К Иртышу тяготеют крупные промышленные районы Сибири. Кроме того, для самих заводов требуется доставка негабаритных грузов, которые можно отправить только по реке.
«Омск раньше был рабочим [портом]. В связи с тем, что все кинулись на железную дорогу, забыли и потеряли. Сейчас восстанавливаем», – сказал руководитель Росморречфлота.
Сегодня Омский порт перерабатывает примерно 400 тыс. т за навигацию, тогда как в советское время его грузооборот превышал 10 млн т, проинформировал губернатор Омской области Виталий Хоценко. При этом грузы тогда следовали как в направлении Казахстана, так и севера.
Соседи по реке
В свою очередь, Казахстан принял дорожную карту по развитию речного транспорта республики, вынашивая планы по использованию транзитного потенциала Иртыша.
Для развития данного маршрута предусмотрено строительство нового судоходного шлюза в районе города Семей и речного порта в поселке Тугыл, практически на границе с КНР, сообщил председатель президиума Союза транспортных и логистических организаций и ассоциаций Kazlogistics Канат Альмагамбетов.
Есть планы по поводу железнодорожной ветки к будущему порту со стороны Китая, уточнил он.
У КНР, в частности, есть потребности в импорте газойла. Но объемы, которые вырабатывает нефтеперерабатывающий завод в Павлодаре, недостаточны.
«В принципе, китайские потребители до 1 млн т готовы взять с Омского НПЗ газойла, используя реку», – рассказал К. Альмагамбетов.