Без СМП нет мировой логистики, так свое выступление на Петербургском Международном экономическом форуме начал Игорь Левитин, советник президента России и специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта.
«Давайте сравним СМП с Транссибирской магистралью. Вторая – инфраструктура, а что инфраструктура на Севморпути? Это порты, ледокольный флот. А теперь второй вопрос: порты и ледокольный флот – это инфраструктура или бизнес? Если второе, то генеральным грузам будет сложно выдержать конкуренцию с другими маршрутами. Поэтому государство должно в ледокольный флот инвестировать как в инфраструктуру, а суда, которые перевозят грузы – это уже бизнес», – сказал И. Левитин.
Такой подход позволит СМП выиграть в конкурентной борьбе с другими международными транспортными коридорами, отметил И. Левитин. В настоящий момент транспортировка по Севморпути делает грузы неконкурентоспособными на рынке. Но маршрут необходим рынку, потому что Восточный полигон не справляется с теми объемами грузов, которые предъявляются к перевозке. По мнению И. Левитина, для рынка крайне важно, чтобы по Севморпути пошли контейнеры.
«Что касается увязки: вот порт Мурманск, вот порты Ирана. Они прямо сложены. Проблема в железнодорожных выходах: они только в Мурманске, в Архангельске и во Владивостоке. Нам нужен железнодорожный выход на Севморпуть где-то на Урале или в Сибири», – подчеркнул советник президента.
Пока дополнительных выходов на железнодорожную сеть нет, грузы, которые идут на Севморпуть, влияют на работу и без того работающего со сверхзадачами Восточного полигона. Достаточно одного или двух выходов, резюмировал И. Левитин
Бизнес, которому нужна инфраструктура
Бизнес-инвесторы – Роснефть, Новатэк, Норникель, Газпромнефть, Северная звезда – сделали первый шаг: они гарантируют производство грузов на земле, на суше. Но они ждут помощи, им необходимо, чтобы эти грузы достигли рынка сбыта. Грузы должны, грубо говоря, выехать – эту задачу Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, назвал одной из самых сложных и важных, которые есть в современной российской экономике. На бумаге решение есть – в 2022 году принят единый План развития Севморпути. В нем прописаны мероприятия, необходимые для транспортировки грузов как в экспортном и импортном, так и в транзитном направлениях. Документ, подписанный тремя сторонами – правительством России, грузоотправителями и госкорпорацией Росатом, зафиксировал объем грузов, которые будут вывезены до 2035 года – 1,8 млрд тонн.
«Это большой массив. Внутри него может быть некоторая динамика. Но масштаб – такой», – отметил А. Чекунов.
По соглашению в 2031 году мы превышаем 200 млн тонн грузов, подчеркнул министр. Для сравнения, в прошлом году по Севморпути перевезено 36,2 млн тонн грузов, в транзитном направлении – 2 млн тонн.
«Да, перевезенные 36,2 млн тонн – это рекорд, о котором недавно еще страшно было подумать. В 2012 грузооборот составлял 1 млн тонн. Но, с другой стороны, надо еще многому научиться, чтобы достичь согласованных к 2031 году объемов. Чтобы нарастить объемы необходимо возить грузы внутри России по СМП», – продолжил А. Чекунов.
С прошлого года по СМП идут субсидированные каботажные рейсы. До последнего времени для этого привлекался атомный лихтеровоз Севморпуть, сейчас на конкурсной основе привлекаются на эти цели другие суда. В 2022 году состоялось 8 судозаходов, в 2023-м – 16, в этом, 2024-м, со слов А. Чекунова, запланировано 18.
«Цель? Если использовать жаргон, то для того, чтобы «раскатать» маршрут. Показать грузоотправителям, что СМП – это не страшно. Это – предсказуемо и, что важно, по стоимости как железная дорога», – продолжил А. Чекунов.
В 2023 году вырос транзитный поток по СМП, в том числе, по мнению министра, и благодаря субсидиям на ледокольную проводку.
«Мы понимаем, что СМП – это сервис. Он не должен быть подвигом и страшным риском. Крупные компании не могут себе позволить бояться, пока их грузы стоят на СМП», – заключил А. Чекунов.