«Черный лебедь» – это редкое явление в экономике, но участники рынка морских перевозок пережили их за последние несколько лет множество. Владимир Панов, специальный представитель по вопросам развития Арктики в государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и зампред Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, к их числу относит и пиратство у берегов африканского континента, и инциденты с контейнерами в Суэцком канале, а также обмеление Панамского канала и вооруженный конфликт в Красном море. С его слов, «черные лебеди» влияют как на морские грузоперевозки, так и на морскую логистику. Но не прямо, а через грузопоток, влияя на торговые связи, подчеркнул он.
«Геополитика будет оказывать существенное влияние и на направление грузопотоков, и на формирование новых торговых связей», – сказал он.
Он приводит статистику: в 2023 году грузоперевозки по Суэцкому каналу достигли рекордных показателей, 1,5 млрд тонн. Но после событий в Красном море грузопоток «обмелел», он рухнул на 65%. Одновременно вырос объем морских перевозок в обход Африки, он уже превысил показатель в 70%.
«В обход Африки везут дорогие контейнерные грузы, а также СПГ-танкеры, в том числе и из России. Газпром везет тоже. Да, это долго и дорого, но безопаснее, потому что потеря дорогостоящего танкера – еще дороже. Если смотреть в целом на морскую мировую логистику, то можно понять – она консервативна. И сложилась за последние 150 лет. И СМП – это новый маршрут», – продолжил В. Панов.
Султан Ахмед Бин Сулайем, председатель группы и главный исполнительный директор DP World, заявил о большом интересе к Севморпути. Более того, с его слов, этот интерес компания заявила еще в пандемию, которую тоже относят к «черным лебедям» в экономике. А в 2024 году интерес к Севморпути только укрепился.
«Сейчас из-за геополитики меняются цепочки поставок. Грузоотправители теперь не смотрят на стоимость транспортировки, их теперь интересуют сроки доставки, и даже не так, интересует вообще возможность доставки груза», – признался Султан Ахмед Бин Сулайем.
Он называет Севморпуть хорошим международным транспортным коридором, который по сравнению со старым маршрутом по Суэцкому каналу способен обеспечить экологическую доставку груза. Нам нужен этот маршрут, и нужен уже сейчас, настаивает Султан Ахмед Бин Сулайем. Он уверен, что с хабом во Владивостоке и в Мурманске этот маршрут будет работать.
Суда строят
В 2023 году перевезено 2,15 млн тонн грузов в транзитном направлении. Это рекорд. Грузы, со слов В. Панова, поступили в акваторию русской Арктики из Суэцкого канала.
«В эту летне-осеннюю навигацию мы перевезем до 3 млн тонн. Для нас развитие СМП – это в первую очередь вопрос развития суверенитета и вопрос наращивания экспортно-импортных операций», – сказал он.
Исторические рекорды станут ежегодными ближайшие пять лет, добавил он. В ближайшую пятилетку, по плану, построят ледоколы и достроят грузовые суда, а благодаря этому грузоперевозки по Севморпути смогут сравняться по показателям с Суэцким каналом, заявил Панов.
«Что мы для этого делаем? Строим ледоколы. Уже в акватории работают рекордное количество ледоколов – 10, из них 7 – атомных, еще пять атомных ледоколов строятся. Что еще? Еще четыре неатомных, мощностью не менее 40 мегаватт находятся в подготовке к контрактации. И мы планируем их заказать уже в этом году», – перечислил Владимир Панов.
Для реализации потенциала Севморпути нужно иметь круглогодичную навигацию, об этом сказал Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ.
«Загрузки верфей России хорошие, но, к сожалению, не все верфи могут строить крупнотоннажный флот ледового класса для обеспечения перевозок по Севморпути», – отметил он.
Фактически исполнить такой контракт могут только две компании – это судостроительный комплекс «Звезда» и Балтийский завод. Последний уже задействован в строительстве атомной ледокольной группировки. По планам к 2035 году услугу по ледокольной проводке будут оказывать уже 14 ледоколов.
«Вопрос в том, что инвестиционный процесс на «Звезде» еще не закончился, идет процесс освоения компетенций. До последнего времени верфь работала в технологическом партнерстве с коллегами из Южной Кореи. Уже с бывшими. Они в одностороннем порядке, нарушив все условия, вышли из проекта. Мало того, что отказались от строительства и даже деньги не возвращают. Долг большой. Ведут они себя, мягко говоря, непорядочно», – заключил В. Евтухов. И тут же добавил, что российские верфи должны справиться и выполнить взятые на себя обязательства.