За 9 месяцев терминалы Каспийского бассейна переработали 5,8 млн т грузов, что почти на 34% больше, чем годом ранее. При этом грузооборот только портов Астрахань и Оля, где сосредоточено 14 перегрузочных комплексов, вырос на 53%, уточнил зампред правительства Астраханской области Денис Афанасьев.
По его словам, стивидорные компании оснащены необходимой грузоподъемной техникой и оборудованием, открыты для захода судов под иностранным флагом, имеется пункт пропуска через государственную границу. В портах есть как универсальные, так и специализированные терминалы для перевалки отдельных видов груза. К примеру, в Оля имеется специализированный причал, предназначенный для обслуживания автопаромов типа ро-ро.
«За последние 2 года производственные мощности Астраханского морского порта, входящего в группу ВТС, выросли в 2 раза. И при этом компания намерена в ближайшее время расширять свою площадь и приобретать новое оборудование, в том числе дополнительный кран для работы с контейнерами. Активно модернизируется и ПАО «Астраханский порт», – рассказал Д. Афанасьев.
В Лиманском районе морской торговый порт Оля также наращивает мощности. В частности, была открыта новая контейнерная площадка, установлены краны большей грузоподъемности.
Реконструируется и порт Махачкала. Как сообщил замглавы Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, в этом году за счет дноуглубительных работ там будет обеспечена обработка судов дедвейтом 5 тыс. т на полную загрузку.
Профицит мощностей пока еще есть
Несмотря на увеличение перевозок, определенный задел у портовой инфраструктуры Каспийского бассейна есть, уточнил К. Анисимов. Суммарная мощность портов Каспия на начало 2023 года составляла около 19 млн т ежегодно. В том числе Махачкалы – 8,3 млн, Астрахани – 8,4 млн, Оля – 2,1 млн т.
В бассейне работают 347 индивидуальных судов, при этом в нынешний зимний сезон останется около 190, что на 20–25 ед. флота больше, чем в прошлом.
Если в 2022 году загрузка причального фронта в Махачкале, Астрахани, Оля составляла 24%, то в 2023-м – 30% от проектной мощности, сообщил и. о. руководителя администрации морских портов Каспийского моря Николай Ковалев.
«В этом году мы ожидаем увеличение грузооборота до 7,5 млн т по всем 3 портам», – прогнозирует он. К сведению, в прошлом году они переработали 6 млн т.
Перспективы перевозок по Каспию во многом связаны с проектом развития Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и деятельностью МТК Север – Юг. На сегодня выполнено более 90% от запланированного на 2023 год объема дноуглубительных работ на ВКМСК. После выполнения плана дноуглубления начнутся работы по устранению участков канала с односторонним движением, запланированные на 2024 год.
Пропускная способность коридора Север – Юг по водным маршрутам после развития ВКМСК составит не менее 20 млн т в год. Соответственно, каспийским портам нужно быть готовыми к ожидаемому росту грузопотока.