Ежегодно в качестве аренды республика выплачивала России €1,2 млн, а также поддерживала инфраструктуру в работоспособном состоянии. Соответствующий договор действует до 2063 года, писала «Российская газета».
От 50 лет до дальнейшего уведомления
По каналу перевозили лес, бумагу, металлы и другие промышленные товары. В навигационный период до пандемии максимальная пропускная способность канала достигала 11,5 тыс. судов, а максимальный грузооборот – 4,6 млн тонн.
В 2022 году Министерство транспорта и связи Финляндии заявляло, что санкции не препятствуют движению, однако с февраля того же года страховые компании отказались страховать суда и грузы, перемещаемые по Сайменскому каналу. По утверждению руководителя проекта Юкка Котисало на декабрь 2022-го, с начала года по каналу прошло два грузовых судна.
Транспортная артерия утратила свое экономическое значение.
В 2023 году грузовое движение по каналу не осуществлялось, там ходили 9 прогулочных катеров. Для сравнения, в 2018 году там проходили тысячи грузовых судов и более 700 прогулочных катеров. В начале 2024-го властям поступали запросы об открытии канала для переброски судов в море и обратно в озерную систему Саймы, говорил глава офиса комиссара Сайменского канала Сеппо Кюккянен, однако в середине апреля финские власти полностью остановили движение катеров по каналу, а с 24 июня российский и финский комиссары решили открыть судоходный сезон до 31 декабря.
Но в начале сентября 2024 года стало известно, что консультативный совет Финляндии по Сайменскому каналу приостановил работу до дальнейшего уведомления. Основная деятельность совета заключалась в определении дат начала и окончания судоходства по каналу, обмене информацией о положении дел в регионе, где он находится.
«Когда международная ситуация изменится и движение судов по Сайменскому каналу сможет быть восстановлено, можно будет вновь оценить необходимость начала деятельности Консультативного совета Сайменского канала», – отметили в Министерстве транспорта и связи Финляндии.
Изменившееся время
На берегу Сайменского канала находится город Лаппеенранта. Также вокруг него расположена сеть озер Суоми, которые между собой соединяют большое количество территорий. Это позволяло осуществлять конкурентоспособные речные перевозки за счет их дешевизны и через канал выходить на Финский залив и в Балтийское море. Пассажирские суда также являлись определенной статьей доходов для финской стороны.
«Россия в эти районы Финляндии ничего не завозила и не вывозила, и нужен этот канал был в первую очередь самой Республике, потому что перевозки рекой и морем – самый дешевый вид транспортировки грузов в мире на сегодняшний день. Но они приняли решение отказаться от этого успешного экономического проекта», – рассказал д. э. н., профессор кафедры государственного и муниципального управления Выборгского филиала РАНХиГС Назим Эмиров.
Политика и экономика всегда идут бок о бок, но логистика является одной из важнейших составляющих конкурентоспособности экономики. Одна зависит от другой, и это правило действует в обе стороны. С апреля 2023 года Финляндия является членом Организации Североатлантического договора (НАТО).
«После того как они стали членом НАТО, они готовы расположить на своей территории базы НАТО. [Сайменский канал] – это самый быстрый путь для переброски [военных сил]. Нельзя в условиях такого времени забывать про логистику. Поэтому мы пошли на это (отказ от грузоперевозок. – Прим. ред.), скорее всего, чтобы нивелировать риски и самое главное – не дать возможность зарабатывать на России, потому что Сайменский канал Финляндию хорошо кормил», – отметил Н. Эмиров.
По данным анонимного источника, поскольку экономические отношения с Финляндией сведены на нет, многих российских инспекторов таможенной службы, работающих на п/п, уволили или перевели в другие регионы.
«Это говорит о том, что никакой работы сейчас там нет. И я не думаю, что в ближайшее время будут восстановлены экономические связи и она появится. Количество товаров, перевозимых через границу, тоже не увеличится. Более того, по моей информации, сейчас Россию с Финляндией в части грузоперевозки связывает только ж/д переход», – пояснил РЖД-Партнеру источник, пожелавший остаться анонимным.
России нет смысла разрывать 50-летний договор по Сайменскому каналу раньше срока, потому что пока он не аннулирован, финны должны обслуживать инфраструктуру. Созданную систему и инфраструктуру – порты, шлюзы и прочее – необходимо поддерживать в хорошем технологическом и техническом состоянии. За ними надо следить, иначе потом восстановление будет крайне дорогим мероприятием.