В текущей ситуации представители бизнеса подтвердили, что пытаются работать над снижением рисков и реструктуризацией операций, а также над созданием новых цепочек поставок и привлечением новых клиентов. По статистическим данным, отрасль находится в пике: грузоперевалка в трех портах Латвии в 2023 году упала на 19,6%, до 38 млн т, а грузоперевозки – на 27,6%, до 15,63 млн т. Сокращение тоннажа не прекращается вот уже более 4 лет. Однако транспортно-транзитная отрасль имеет важное значение для экономики Латвии, ею продолжают заниматься. Портовые зоны стремятся развивать производство и увеличивают добавленную стоимость услуг. Морские терминалы реагируют на вызовы и даже меняют род деятельности (например, идет активная переориентация на древесные типы грузов). Многим удается инвестировать в развитие €60–120 млн. Активность в латвийских портах, по данным LOTLP, увеличивает оборот и налоговые платежи на сумму €100 млн ежегодно.
И для дальнейшей перспективы, по мнению предпринимателей, повышения конкурентоспособности отрасли необходимо сосредоточиться на привлечении грузов с Запада, сотрудничестве со Средней Азией и c Дальним Востоком, а также способствовать привлечению в порты европейских производителей. В то же время следует и далее развивать водные терминалы в Лиепае и Вентспилсе, ветряные электростанции и прочие энергетические проекты.
Министр сообщений Латвии Каспарс Бришкенс предложил рассмотреть несколько приоритетных направлений для переориентации портового и логистического секторов: грузопотоки и инвестиции из стран-союзниц, латвийский экспорт и внутренние перевозки, промышленное развитие в портах/специальных экономических зонах, энергетические проекты возобновляемых ресурсов.
Ставка на Запад
По части привлечения грузопотоков и инвестиций из стран-союзниц министр указал на то, что в последние годы США направляют значительные средства и промышленные грузы в Центральную Азию, а также Каспийский и Кавказский регионы. Например, Рижский порт уже используется для отправки автомобильных грузов General Motors в Узбекистан. Министр сделал акцент на том, что это возможность для Латвии, поэтому нужно активнее играть роль в обеспечении интересов США.
К. Бришкенс считает, что важно обратить внимание и на дальневосточные морские перевозки в Центральную Европу. В этой связи латвийские порты не полностью используют свой потенциал в конкуренции с крупными европейскими портами. Например, если сравнивать всю цепочку поставок Гамбург – Прага и Рига – Прага, то у Латвии есть преимущество в €300–400 за один перевезенный контейнер. Этот маневр уже давно используется южными соседями. Министр считает, что «если сейчас латвийская экономика получает выгоду от транзита с низкой добавленной стоимостью около €17 за тонну, то присоединение к таким цепочкам поставок с более высокой добавленной стоимостью увеличит выгоду как минимум вдвое».
Латвии не стоит забывать о рынках Северной Америки, Запада и Северных стран, а также Центральной Азии. Накатные грузы также являются приоритетом, поэтому в стране работают над укреплением стратегического сотрудничества с международным паромным перевозчиком Stena Line и инвестируют в реконструкцию причалов в Вентспилсском порту для приема более крупных судов.
Внутренние перевозки как новый тренд
Следующие шаги для дальнейшей работы в министерстве видят в усилении латвийского экспорта и внутренних грузоперевозок. В условиях потери различных российских грузов и нарастающих в связи с этим финансовых сложностей перевозчика Latvijas dzelzcels, работу которого с 2020-го дотирует государство в среднем на €50–60 млн в год, в
Латвии начали обращать внимание на развитие внутренних грузовых перевозок.
Притом что Латвия уже давно инвестирует огромные суммы из фондов Евросоюза в развитие транзитной инфраструктуры, но, по мнению министра транспортного ведомства, почему-то забывает о необходимости соединить индустриальные парки с железной дорогой и построить внутренние терминалы. Это признано ошибками, которые требуют срочного исправления, для чего, например, начато сотрудничество с предприятиями по производству зерновых по интеграции элеваторов в железнодорожную систему. Также в планах провести переговоры с Министерством земледелия Латвии об использовании железной дороги для экспорта древесины. В то же время о кооперации железной дороги и экспортеров кругляка и прочей лесной продукции говорят много лет, но изменений так и нет, имеются лишь планы.
Заявлено, что Министерство сообщений передаст в Кабинет министров Латвии предложение о перераспределении средств ЕС на создание нескольких внутренних интермодальных терминалов или сухих портов.
К. Бришкенс отметил, что не прекращается поддержка проектов по развитию портовых зон для стимулирования экспорта.
Порты для индустриальных парков
В министерстве разработан план по промышленному развитию в портах и особых экономических зонах. «Эффективность работы портов не должна оцениваться только по объему переваленных тонн», – заявил министр. Именно промышленное развитие портовых территорий уже приносит большую пользу экономике Латвии. В индустриальных парках Лиепайской особой экономической зоны (ОЭЗ) и Вентспилсского свободного порта насчитывается более 50 предприятий. Есть надежда, что поддержка этих индустриальных парков (включая индустриальный парк «Спилве» Рижского свободного порта) привлечет иностранные инвестиции и новые экспортно ориентированные компании.
В качестве конкретного примера – Вентспилсский порт и производственное предприятие Bucher, расположенное в его индустриальном парке. Эта швейцарская компания экспортирует произведенные в Латвии машины для уборки улиц в более чем 30 стран, имеет оборот свыше €80 млн и обеспечивает около 400 хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Проекты в области возобновляемых источников энергии
Одним из новых стратегических приоритетов Латвии является обеспечение энергетической независимости. На латвийском побережье и в других странах региона планируются масштабные проекты по строительству морских ветряных электростанций. Вопрос в том, какую роль Латвия будет играть в этих энергетических мегапроектах.
Компания Van Oord Dredging and Marine Contractors B.V. уже подписала контракт с Лиепайской ОЭЗ на строительство опорной базы для морских ветряных электростанций и терминала для крупногабаритных грузов. Аналогичным образом Вентспилсский свободный порт участвует в проекте ELWIND. В частности, речь идет о возможностях создания производственной базы для негабаритных конструкций ветряных турбин, сборки и комплектации ветряных турбин и т. д.
Существует план, согласно которому Латвия могла бы занять сильную позицию в преобразовании производимой энергии в водород, зеленый аммиак и т. д. для производства и хранения продуктов возобновляемой энергетики. Сейчас обсуждаются проекты Лиепайской ОЭЗ и Вентспилсского порта по строительству водородных заводов.