В прошлом году ФГБУ «Главсевморпуть» осуществило 976 ледокольных проводок (на 20% больше, чем в 2023-м), выдало 1312 разрешений на плавание судов по СМП, что стало рекордным значением, сообщил гендиректор ведомства Сергей Зыбко.
До того максимальный показатель приходился на 2021 год, когда поступило 1264 заявлений. Тогда было выдано 35 отказов, а в прошлом году – ни одного, причем была соблюдена безопасность перевозочного процесса и экологические нормы, подчеркнул С. Зыбко.
«Мы подходим клиентоориентированно к тем, кто к нам обращается, понимаем, что те суда, которые осуществляют плавание по рекам [с выходом на СМП], должны без задержек получать разрешение. Если они сделали ошибку, мы не возвращаем документы, просим дослать, говорим, сделайте то-то и то-то. Люди понимают важность и быстро отрабатывают», – рассказал он.
За прошлый год по Северному морскому пути впервые проследовал контейнеровоз вместимостью более 4,4 тыс. TEU. Судно преодолело 2,5 тыс. миль за 5 суток 21 час. Средняя скорость составила 15,5 узлов.
«Да, по дороге был лед, но ему выдали маршрут, и он просто пролетел. Это очень хороший пример, который обращает внимание остальных участников судоходства, что есть Северный морской путь, и при правильной расстановке [ледокольного флота] мы можем по нему осуществлять движение», – заверил руководитель Главсевморпути.
Он напомнил, что есть опыт прохождения по СМП у крупных балкерных судов. В 2023 году по арктическому маршруту из Мурманска в Китай с железорудным концентратом проследовали 2 балкера осадкой 17,5 м. Для сравнения, у судов-газовозов, занятых на вывозе топлива из порта Сабетта, она составляет 12 м.
На трассах СМП продолжаются гидрографические исследования, которые позволяют заранее выявлять мелководные участки. Технические возможности такого мониторинга расширяются, проинформировал С. Зыбко.
Рост без иллюзий
В 2024 году по Севморпути перевезено 37,9 млн т грузов, что превышает предыдущий результат более чем на 1,6 млн т. При этом растет транзитный поток, на который за прошлогоднюю навигацию пришлось порядка 3 млн т, уточнил гендиректор ФГБУ «Главсевморпуть».
«Это тоже является следующим рекордом в развитии Северного морского пути», –добавил он.
Между тем, уточнил директор и совладелец консультационной ООО «Гекон», член научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Григорьев, 3 млн т транзитного потока – это транзит исключительно между российскими портами, формально не относящимся к Севморпути, не международный.
«До 2022 года у нас был транзит. Вывозилось из Канады в Финляндию – с востока на запад, из Канады в Японию – с запада на восток…Сейчас нет транзита, у нас есть прекрасно организованные экспортные поставки, которые осуществляются из портов Балтийского моря, Мурманска, Архангельска», – подчеркнул М. Григорьев.
Действительно, соглашается он, в целом грузопоток по СМП поступательно растет, но прежде всего благодаря новой грузовой базе, какой являются проекты «Восток Ойл», «Арктик СПГ».
«Если построим кривую и наверх поставим сжиженный природный газа «Новатэка» и нефть «Роснефти», увидим, что все остальное плоское, как блин, и стоит на старых российских уровнях», – обращает внимание эксперт.
Он призвал не обольщаться ненужными мечтами – основная динамика грузопотока по СМП обеспечивается вывозом продукции с данных производств и завозом туда необходимого оборудования и материалов.
На других же направлениях результаты пока скромные. Тот же крупный контейнеровоз на 4,4 тыс. TEU, проследовавший по Севморпути в прошлом году, был недозагружен.