40 пассажирских судов в ближайшие шесть лет. 10 из них – теплоходы типа «Чайка» вместимостью 170 человек – поставят на маршруты по Большой Неве, остальные 30 типа «Фонтанка» вместимостью 80 человек будут курсировать по малым рекам и каналам города.
Строить суда для Петербурга будут сразу на трех верфях: в Татарстане, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Основной объем заказа передан Зеленодольскому заводу им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс»). Петербургская судостроительная компания «Техарсенал» и нижегородское ПАО «Завод Нижегородский Теплоход» выполнит лишь часть работ.
«Ближайшая поставка судов на СПГ будет через 2 года, затем это станет типовым проектом», – рассказал журналистам генеральный директор компании Иван Кожевников.
Флот строят совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).
«ГТЛК заказывает строительство, а получателем по лизингу будет «Газпром СПГ технологии», – уточнил Кожевников.
Проект разрабатывает инженерно-технический центр «Газпром СПГ Технологии», куда входят представители Морского технического университета и ряд петербургских компаний.
Причал только для газа
Первую «Чайку» ГТЛК передала «Газпром СПГ технологии» в лизинг в октябре 2021 года. С июля 2023-го судно выполняло регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург – Петергоф, оператором выступал «Астра Марин». В этом году маршрут и оператор изменились.
Речной причал для «Чайки» построили у МФК «Лахта Центр». Компания «Нева тревел» – новый оператор – перевозит пассажиров в центр Петербурга. В компании «Газпром СНГ Технологии» подчеркивают, что не намерены предоставлять доступ к причалу судам, использующим дизельное топливо.
Пока «Чайка» – единственное пассажирское судно в РФ, работающее на СПГ. Запланировано до трех рейсов в сутки с максимальной загрузкой до 150 человек. Стоимость билета – около 1,7 тыс. рублей для взрослых и около 1,1 тыс. рублей для детей.
Петербург намерен развивать заправочную инфраструктуру на СПГ. Со слов Кожевникова, в Петербурге установят 10 бункеровочных станций, две из них – около Морского вокзала и Речного порта.
К выходу на воды Петербурга готовят суда на электротяге. Судоверфь «Эмпериум» (входит в Sitronics Group), расположенная в Ленинградской области, построит к 2030 году 25 гибридных судов проекта «Москва 2.0». Эксперты отмечают, электрический транспорт не может работать безубыточно. Стоимость судов на СПГ выше по сравнению с дизельными аналогами, но у них больше автономность плавания и, по предположениям ряда экспертов, ниже стоимость строительства.