Первый тестовый электронный коносамент (основной документ в водных перевозках, подтверждающий получение груза перевозчиком) был оформлен в конце 2024 года. Этот небольшой шаг для отдельного участника рынка – перевозка груза из Владивостока на Сахалин – стал важным этапом цифровизации морских грузоперевозок в целом. Об этом заявили на стратегической сессии «ГИС ЭПД и «ГосЛог»: цифровая трансформация транспортной отрасли».
За последние 2 года грузоперевозчики получили возможность оформлять в ГИС ЭПД 6 видов документов, включая путевой лист и транспортную накладную. В систему еженедельно загружается около 200 тыс. документов, что составляет более 1 млн документов в месяц, сообщил Денис Заверняев, директор департамента цифровой логистики ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Однако, по его словам, этого недостаточно. В 2025 году запланировано дальнейшее развитие электронного документооборота, особенно в сфере морских и внутренних водных перевозок.
«Сейчас активно обсуждаются два ключевых документа – электронный коносамент, необходимый для морских перевозок грузов, и электронная транспортная накладная для внутренних водных грузовых перевозок. Также ведется дискуссия по нормативно-правовым актам, регулирующим каботажные перевозки между странами ЕАЭС», – отметил Д. Заверняев.
На данный момент Минтранс РФ аккредитовал 11 операторов для работы в ГИС ЭПД. Благодаря их участию удалось провести первую мультимодальную перевозку, в которой были задействованы автотранспортные компании и владельцы железнодорожной инфраструктуры.
Развитие цифровых решений в грузоперевозках
Сейчас идет работа по интеграции внешних цифровых систем для перевозки зерна с учетом весогабаритных ограничений. Также в цифровом формате оформляются документы на перевозку алкогольной продукции. В эксперименте уже участвуют 18 крупнейших компаний, и вся логистическая цепочка была успешно протестирована.
По словам Антона Шевченко, руководителя направления ЭПД «СКБ Контур», спрос на цифровые технологии среди перевозчиков и грузовладельцев постоянно растет.
«По нашим данным, около 80 крупных перевозчиков, в том числе представители алкогольной промышленности, готовы полностью перейти на безбумажные перевозки. Уже 70 из них сотрудничают с нами, используя платформу «СКБ Контур». Сейчас отрасль стоит на «низком старте» перед масштабной цифровизацией», – отметил он.
С 1 сентября 2025 года в России начнется переходный период для внедрения заявки о фиксации перевозки и электронной транспортной накладной.
«Мы надеемся, что цифровизация транспортных документов будет развернута уже с 1 сентября. Отклик со стороны рынка есть, важно оперативно его реализовать. В первую очередь это касается электронных документов для зерновых перевозок. Многие компании готовы подключиться, но пока не объявлен старт эксперимента», – подчеркнул А. Шевченко.
Он также отметил, что поставщики заинтересованы в международных цифровых документах, имеющих юридическую силу не только в России, но и за рубежом.
Преодоление цифровых барьеров
Цифровизация перевозок сталкивается с рядом препятствий, в том числе с разночтениями в оформлении документов.
«Хотя стандарты существуют, компании часто заполняют документы по-своему – это связано со спецификой груза и требованиями заказчика. В итоге проблема сводится к компетенциям сотрудников, работающих с документацией», – отметил А. Шевченко.
Еще одна сложность – проверка электронных документов на дорогах.
«Некоторые перевозчики боятся, что на проверках возникнут сложности с предоставлением цифровой документации. Поэтому необходимо дорабатывать и сами документы, и их форматы, а также обучать всех участников процесса», – резюмировал он.