– Считаю, что битва идет прежде всего за сферу влияния в Арктике и, в частности, за деньги, в том числе и большие бюджетные, которые вкладываются в настоящее время в развитие Арктики. «Росатом» выступает за то, чтобы исключить государство из схемы, Минтранс в лице Росморречфлота добивается возможности самостоятельно управлять всем Северным морским путем.
Полагаю, во главе должна быть одна организация, но эта организация не должна быть коммерческой, а должна быть государственной. Уверен, что коммерческая структура не может беспристрастно относиться к вопросам развития Арктического транспортного коридора и его составной части – Северного морского пути. Основная цель деятельности любой коммерческой организации – извлечение прибыли. Вместе с тем многие составляющие морской транспортной деятельности в Арктике носят затратный характер. Это необходимые работы и по гидрографии, и по гидролокации, и навигационное оснащение судоходных трасс. Скорее всего, убыточным будет осуществление северного завоза, а также – как минимум на начальном этапе – выполнение контейнерных перевозок по сравнению с южным маршрутом, включающим Суэцкий канал, особенно если сравнивать не отдельные звенья, а цепочки поставки в целом.
Таким образом, возникает конфликт интересов: командовать парадом собирается коммерческая структура, а компенсировать убытки и расходы, связанные с этим командованием, должно государство. Кроме того, эта коммерческая компания должна, как дирижер, управлять большой группой других и государственных, и коммерческих компаний. Считаю такую организацию работы, когда во главе стоит коммерческая компания, неправильной.
– Вы считаете, что для управления СМП необходимо создавать новую организацию, работа которой будет контролироваться государством?
– Нет, уже и без новой компании столько насоздавали! Необходимо определиться с функциями, обязанностями, полномочиями, ответственностью уже созданных компаний. Затем четко сформулировать цели и задачи комплексного управления морской деятельностью в Арктике, а уж потом принимать решение о том, что надо создавать, что ликвидировать, что преобразовывать
– У «Росатома» есть ледоколы…
– В Арктическом регионе работают не только ледоколы «Росатома» с ядерными энергетическими установками. Там находится много неатомных ледоколов, работает вспомогательный флот, ходят корабли Министерства обороны. В Арктике необходимо поддерживать и развивать действующие объекты инфраструктуры и создавать новые. Необходимо обеспечивать связь, навигацию. Выполнять климатические и, в частности, ледовые наблюдения и прогнозы и т. д. и т. п.
Наличие атомного ледокольного флота, безусловно, очень важная составляющая, обеспечения морского судоходства в Арктике, но не единственная. Требуется комплексный подход к решению многочисленных сложных вопросов развития Арктической морской транспортной системы.
При этом организация движения судов по СМП, в частности их ледовая проводка, хоть и очень важная, но только часть большой и сложной работы по управлению Арктической морской транспортной системой в целом.
Беседовала Алена Алешина