– Беспилотные автомобили, системы «подключенного судоходства» для автономного управления судами, умные каски с трекерами для отслеживания работников, адресное хранение грузов – вот концепция порта будущего.
Кроме того, я думаю, порт будущего будет использовать промышленный интернет вещей – IIoT-платформу из программно-аппаратных средств, которая объединит системы, контроллеры, датчики и сети для сбора данных с возможностью удаленного мониторинга без участия человека.
То есть платформа будет автоматически контролировать как, например, базовую инфраструктуру порта, так и погрузочно-разгрузочные работы, расход энергии и таможенные дела. IIoT поможет управлять логистикой, передвижением наземного и морского транспорта, а также обеспечивать безопасность территории.
– Какие технологии можно назвать наиболее перспективными в контексте повышения эффективности работы портов?
– IoT-датчики. Есть несколько их типов: аналоговые помогут определить температуру, влажность, освещенность, уровень напряжения и силу тока, потребляемую мощность, вес груза, дискретные – факт открытия и закрытия, а также движения. Можно отдельно выделить NB-IoT-датчики, которые передают данные между сотнями тысяч устройств телеметрии по одной сети. В комплексе это поможет создать идеальную систему функционирования порта.
Также в расчет стоит брать RFID-метки. Это миниатюрные запоминающие устройства, которые используются для идентификации грузов и техники. Такие метки практически исключают риск подмены товара во время транспортировки.
Я бы еще выделила технологию Edge Computing. Это форма децентрализованных вычислений, когда информация обрабатывается и анализируется ближе к источнику без необходимости отправки в облачное хранилище. Поскольку данные не передаются по сети в ЦОД, задержка уменьшается. Такая инфраструктура хорошо работает в среде с плохой связью и надежно защищена от кибератак.
Наконец, блокчейн-платформа обеспечивает надежную защиту и передачу документов в электронные таможни.
– А для каких задач в развитии портов применяют облачные технологии?
– Облачные системы позволяют создать единую учетную базу для грузовладельцев и перевозчиков. Достаточно просто оставить запрос на грузоперевозку – и сразу же получаешь предложения от других участников облака. Кроме того, облака решают проблемы с хранением документов на перевозку. Пропадает надобность в установке и обновлении ПО.
Также облака позволяют автоматически распределить нагрузки на физическое оборудование с помощью переноса систем без прекращения работы.
Еще один сценарий применения – сбор и хранение геолокационных данных. Например, информации о загруженности морского пути, адресной базы или общей статистики. Облако открывает возможность для big data.
– Какие препятствия тормозят цифровизацию портов?
– Главная угроза цифровизации – кибератаки. Хакеры могут проникнуть в сеть порта и нарушить ее функционирование, а за восстановление потребовать выкуп. В таком случае убытки понесут не только логисты и заказчики, но и сама стивидорная компания.
Кроме того, стивидорные компании боятся нести ответственность за работоспособность системы. Даже небольшой сбой может привести к задержкам поставок, а любая потерянная минута будет стоить компаниям миллионы.
И, конечно же, всегда надо помнить про человеческий фактор. Работники, которые многие годы привыкли все записывать на обычную бумагу, вряд ли быстро привыкнут к работе на планшете. То есть придется либо потратить средства и время на переобучение, либо провести полную ротацию кадров.
– Какие технологии, события, решения за последние 5 лет можно назвать ключевыми для цифровизации портов?
– Для российского рынка ключевой технологией можно считать блокчейн-платформу «Цифровой порт» для обслуживания судов. Она использует систему распределенного реестра и переводит документооборот судна в электронный вид.
Существенно упрощают работу IIoT-системы по управлению персоналом и контейнерными терминалами. С их помощью можно настроить коммуникацию между диспетчерами и докерами, а также грузовым сухопутным и морским транспортом.
К примеру, крупнейший порт Европы в Роттердаме сейчас активно использует IoT-датчики. С их помощью собирают метеоданные: скорость ветра, направления течения и условия видимости. Это позволяет операторам составлять идеальный график погрузки и отправления судов.
Важную роль играют и GIS-системы. Сегодня они используются не только для определения геолокации грузовых и транспортных судов, но и для передачи данных о дорожной ситуации в порту и наличии свободного места на парковке.
Беседовала Юлия Чернышевская