– Глобальные изменения в логистике, причиной которых является комплекс ограничений во внешней торговле, вызванных сначала пандемией, а затем и беспрецедентными санкциями в отношении России, создали дефицит портовых мощностей в тех направлениях, которые стали наиболее востребованы. На государственном уровне с участием заинтересованного бизнеса анализируются новые возможности повышения интегрированности нашей страны в международные торговые отношения, в том числе используя новые возможности.
Принятый Думой законопроект (в конце декабря 2023 года) о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии направлен на создание портовой инфраструктуры для перевалки таких товаров. Водным кодексом РФ установлены определенные запреты и ограничения, которые касаются в том числе размещения ряда объектов в границах водоохранных зон, среди прочего – объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Ввиду перестройки логистики в сторону Юго-восточной Азии и Китая, ключевыми позициями для постройки таких терминалов становится Юг и Дальний Восток. Первым терминалом для экспорта аммиака до конца этого года должен стать комплекс, создаваемый с участием ОХК «Уралхим» в морском торговом порту Тамань. Вторым обсуждаемым терминалом, в строительстве которого заинтересован прежде всего МХК «ЕвроХим», является терминал в морском торговом порту Усть-Луга. Третьим перспективным объектом является специализированный терминал «Восточный», призванный закрыть вопрос перевалки больших объемов жидкой химии на Дальнем Востоке.
– Преимущественно для каких грузов строятся терминалы и где?
– С августа 2023 года органами исполнительной и законодательной власти, а также заинтересованными экспортерами химической отрасли отечественной промышленности активно обсуждались изменения, которые позволят осуществлять накопление и перевалку таких грузов, как аммиак, метанол, аммиачная селитра и нитрат калия. Связано это с возможностью реализации на внешнем рынке указанной категории товаров, которые Россия готова экспортировать на приемлемых условиях.
Первоочередное строительство запланировано на Юге, Северо-Западе и Дальнем Востоке.
– Как санкции влияют на инвестпроекты? Каковы риски и выгода возведения таких терминалов сейчас?
– Проблемой остается финансирование и выбор стран транзита, хотя вопросы логистики на сегодняшний день удалось решить практически полностью.
Основные риски возведения специализированных терминалов сводятся к невостребованности, поскольку санкционная повестка явно не исчерпана и может в дальнейшей перспективе оказывать негативное влияние на внешнюю торговлю, в том числе и продукцию химической промышленности.
Выгода строительства таких терминалов для российских экспортеров значительна, так как открываются новые возможности для наращивания объемов в связи с наличием устойчивого спроса и развития рынка сбыта в мировом масштабе.
– Много ли еще требуется специализированных терминалов? Где их нехватка ощущается сильнее всего и для каких видов грузов?
– Специализированные терминалы должны строиться вблизи от мест фактического убытия с таможенной территории, то есть в морских торговых портах. На сегодняшний день основные логистические направления практически исчерпали возможности наращивания объемов перевалки и ориентированы на постоянных заказчиков – крупнейшие предприятия, зачастую являющиеся собственниками специализированной портовой инфраструктуры и осуществляющие или планирующие экспорт существенных объемов такой продукции.
На мой взгляд, сегодня наиболее актуальным и востребованным представляется переоборудование портов, которые оказались не готовы к увеличению объемов продукции, в том числе химической в связи со сменой вектора развития логистических потоков. Это такие, как порт Оля (Астраханская область) – Каспийский регион, Новороссийск и Тамань – Черноморский регион, порты Дальнего Востока.
Беседовала Анна Маничева