+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2024 12:14:59
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Специализированные терминалы: актуально ли сейчас их строительство?

На разных стадиях строительства находятся с десяток специализированных морских терминалов. Есть ли в них необходимость и какие риски существуют при возведении таких объектов, рассказала к. э. н., заведующая кафедрой таможенного администрирования РАНХиГС Санкт-Петербург Анастасия Гетман.
Специализированные терминалы: актуально ли сейчас их строительство?
– Что изменилось в части строительства специализированных терминалов за последнее время?

– Глобальные изменения в логистике, причиной которых является комплекс ограничений во внешней торговле, вызванных сначала пандемией, а затем и беспрецедентными санкциями в отношении России, создали дефицит портовых мощностей в тех направлениях, которые стали наиболее востребованы. На государственном уровне с участием заинтересованного бизнеса анализируются новые возможности повышения интегрированности нашей страны в международные торговые отношения, в том числе используя новые возможности.

Принятый Думой законопроект (в конце декабря 2023 года) о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии направлен на создание портовой инфраструктуры для перевалки таких товаров. Водным кодексом РФ установлены определенные запреты и ограничения, которые касаются в том числе размещения ряда объектов в границах водоохранных зон, среди прочего –  объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Ввиду перестройки логистики в сторону Юго-восточной Азии и Китая, ключевыми позициями для постройки таких терминалов становится Юг и Дальний Восток. Первым терминалом для экспорта аммиака до конца этого года должен стать комплекс, создаваемый с участием ОХК «Уралхим» в морском торговом порту Тамань. Вторым обсуждаемым терминалом, в строительстве которого заинтересован прежде всего МХК «ЕвроХим», является терминал в морском торговом порту Усть-Луга. Третьим перспективным объектом является специализированный терминал «Восточный», призванный закрыть вопрос перевалки больших объемов жидкой химии на Дальнем Востоке.

– Преимущественно для каких грузов строятся терминалы и где?

– С августа 2023 года органами исполнительной и законодательной власти, а также заинтересованными экспортерами химической отрасли отечественной промышленности активно обсуждались изменения, которые позволят осуществлять накопление и перевалку таких грузов, как аммиак, метанол, аммиачная селитра и нитрат калия. Связано это с возможностью реализации на внешнем рынке указанной категории товаров, которые Россия готова экспортировать на приемлемых условиях.
Первоочередное строительство запланировано на Юге, Северо-Западе и Дальнем Востоке.

– Как санкции влияют на инвестпроекты? Каковы риски и выгода возведения таких терминалов сейчас?

– Проблемой остается финансирование и выбор стран транзита, хотя вопросы логистики на сегодняшний день удалось решить практически полностью.
Основные риски возведения специализированных терминалов сводятся к невостребованности, поскольку санкционная повестка явно не исчерпана и может в дальнейшей перспективе оказывать негативное влияние на внешнюю торговлю, в том числе и продукцию химической промышленности.
Выгода строительства таких терминалов для российских экспортеров значительна, так как открываются новые возможности для наращивания объемов в связи с наличием устойчивого спроса и развития рынка сбыта в мировом масштабе.

– Много ли еще требуется специализированных терминалов? Где их нехватка ощущается сильнее всего и для каких видов грузов?

– Специализированные терминалы должны строиться вблизи от мест фактического убытия с таможенной территории, то есть в морских торговых портах. На сегодняшний день основные логистические направления практически исчерпали возможности наращивания объемов перевалки и ориентированы на постоянных заказчиков – крупнейшие предприятия, зачастую являющиеся собственниками специализированной портовой инфраструктуры и осуществляющие или планирующие экспорт существенных объемов такой продукции.
На мой взгляд, сегодня наиболее актуальным и востребованным представляется переоборудование портов, которые оказались не готовы к увеличению объемов продукции, в том числе химической в связи со сменой вектора развития логистических потоков. Это такие, как порт Оля (Астраханская область) – Каспийский регион, Новороссийск и Тамань – Черноморский регион, порты Дальнего Востока.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions