- Юрий Владимирович, насколько изменилась стоимость строительства атомоходов? Чем обусловлен рост стоимости?
- Есть ряд факторов, которые влияют на конечную стоимость. Цена очень сильно зависит от того, является ли это судно уникальным (по различным своим характеристикам, в том числе и по узкой специализации), а также, головным или серийным. Именно этим объясняют большую разницу в стоимости ледоколов серии ЛК-60.
На первом – головном, отрабатывались технологии, устранялись различные проектные ошибки, недоработки и тому подобное. В ходе испытаний у него сгорел один из главных двигателей, возникли проблемы с системой смазки. Выявились и другие проблемы. В результате срок от начала строительства до полной готовности увеличился, как и стоимость. Она получилась гораздо выше, чем у следующих ледоколов этой же серии.
Затем процесс строительства ледоколов этой серии пошел гораздо быстрее и проще. Соответственно, сократилась и стоимость готовой продукции.
- Шестой и седьмой ледоколы этой серии, контракт на строительство которых недавно подписан, будут еще дешевле?
- Они могут опять подорожать, но уже по другой причине. Помимо корпуса и силовой атомной установки, которые изготавливают в России, в любом судне, в том числе и в ледоколе, содержится большое количество различной радиоэлектронной аппаратуры (связь, навигация, управление, контроль и диагностика систем и т.д. и т.п.). А в этом сегменте сохранилась зависимость от зарубежных поставок.
Это все, конечно, не должно сказаться на конечном качестве. Если, конечно, не начнут применять какой – либо низкосортный «суррогат» вместо оригинальных комплектующих или их равноценной замены. Еще хуже, если начнут «упрощать» проект, «подгоняя» его под то, что имеют. Подразумеваю аналогию того, что происходит в автомобилестроении: из-за отсутствия зарубежных комплектующих, производители заявляют об отказе от антиблокировочных, антипробуксовочных систем…
Еще одним фактором, влияющим на стоимость строительства судов (как, впрочем, и на любую другую деятельность в реальном секторе экономики) являются инфляционные процессы: подорожали практически все составляющие, влияющие на стоимость производимой продукции. Стоимость металла, электроэнергии, топлива, всех других энергоресурсов, увеличились транспортные расходы, возросли затраты на заработную плату, стоимость оборудования, приборов, комплектующих и многого другого. Все это самым прямым и непосредственным образом влияет на стоимость готовой продукции.
- Вы говорите, стоимость строительства судна очень сильно зависит от того, где оно построено…
- Да, но это информация из неофициальных источников. Судно, достроенное на заводе «Звезда» становится вдвое дороже по сравнению со стоимостью того же судна, если бы его строительство было завершено в Южной Корее. А в России только приваривают носовые секции к судну, практически полностью построенному на верфях в Южной Корее!