– Было озвучено, что Россия приглашает заинтересованные государства к прямому участию в развитии СМП. Насколько в сегодняшней ситуации это реально?
– Мы давно взаимодействуем с КНР, прежде всего в энергетической сфере в Арктике, реализуя такие проекты, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», которые неразрывно связаны с использованием трассы Северного морского пути. Заявление президента РФ в Пекине в полной мере соответствует генеральной линии сотрудничества между двумя странами, которое сейчас происходит.
На мой взгляд, важно, что речь идет об использовании транзитного потенциала Севморпути. Трасса Севморпути изначально многими экспертами расценивалась как исключительно российская – для вывоза углеводородов, продукции минерально-сырьевого комплекса с месторождений, находящихся на отечественной территории, и так далее.
В то же время часть экспертов предсказывала трассе СМП значительный транзитный потенциал. Важно, что такие прогнозы оправдались и уже есть такие прецеденты. Так, недавно по Северному морскому пути прошло первое международное судно в новейшей истории государства – контейнеровоз New New Polar Bear. Маршрут следования: Петербург – Шанхай – Петербург.
Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но зарубежный бизнес невозможно заставить делать то, чего он не хочет. Та самая невидимая рука рынка, о которой говорил еще известный классик политэкономии Адам Смит, все расставляет по местам.
Морские транспортные услуги могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта АЗРФ. При грамотной стратегии участия в международных арктических проектах Россия, позиционируя себя в качестве евразийского морского транспортного государства, сможет получить крупный источник доходов. К тому же она будет в значительной мере застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках углеводородов. Важно помнить, что всемерная реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами.
СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов
– Каким странам такое совместное с Россией развитие СМП может быть интересно?
– Конечно, в текущих макроэкономических и геополитических условиях очевидно, что партнерами для нас выступают те страны, которые готовы сотрудничать с Россией в энергетической сфере, готовы инвестировать. Это прежде всего КНР, возможно, Индия, которая в том числе заинтересована в разработке арктических ресурсов. Важно понимать следующее: СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов.
Транспортно-логистические услуги на трассе СМП – это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и иных грузов, включая транзитные, которые в перспективе могут стать одним из ключевых направлений работы СМП. В этом случае Россия, предлагая свой, в том числе ледокольный флот, способна обеспечить быстрый и безопасный транзит грузов.
Северная инфраструктура
– Готова ли инфраструктура СМП к круглогодичной навигация для грузовых судов ледового класса?
– Я считаю, что готова. Конечно, много предстоит еще сделать для развития портов по всей трассе. Но мы активно сейчас занимаемся строительством ледокольного флота, уже спущены на воду несколько новых ледоколов, которые будут обеспечивать эту задачу вместе с параллельным наращиванием береговых инфраструктурных мощностей. Нельзя забывать, что до 2035 года в СМП планируется инвестировать 1,8 трлн руб.
Это значительные инвестиции, которые сопряжены с теми показателями, которые планируется достигнуть: в 2024 году планируется перевезти 80 млн т по трассе СМП, в 2030 году – до 150 т , в 2025-м – более 200 т. Такой грузопоток подразумевает необходимость обустройства трассы Севморпути: создание центров аварийного реагирования и спасения, прокладку оптоволоконных линий связи, строительство судов ледового класса.
По оценкам «Росатома», который является оператором атомного ледокольного флота, общая потребность оценивается на уровне 75–80 судов различного назначения. Мы уже вступили в активную фазу, наращиваем мощности. Верю, что круглогодичная навигация со следующего года – это реальность, которая получит укрепление и развитие.