В соответствии с Системой торговли выбросами Европейского Союза (EU ETS), созданной еще в 2005 году, выставляется ограничение на общее количество CO2, которое может быть выброшено участвующими компаниями на территории ЕС в течение определенного года. Компании, подпадающие под действие EU ETS, должны покупать квоты в зависимости от количества выбросов парниковых газов (1 тонна CO2 = 1 квота ETS). Это ограничение каждый год уменьшается, обеспечивая тенденцию сокращения выбросов. По последним данным, на морской транспорт приходится от 3 до 4% общих выбросов CO2 в ЕС, или более 124 миллионов тонн CO2 в 2021 году.
Так, с 1 января 2024 года ETS будет учитывать 100% выбросов CO2 от всех крупных судов (валовой вместимостью 5 000 т и выше), заходящих в порты ЕС, независимо от того, под каким флагом они ходят. Также будет охвачено 50% выбросов от рейсов, начинающихся или заканчивающихся за пределами ЕС, сообщает DFDS Group.
По оценке Drewry Shipping Consultants Ltd., судам, направляющимся в европейские порты, в следующем году придется заплатить совокупный счет за выбросы углекислого газа в размере $3,6 млрд. При средней цене на выбросы углерода за тонну (в феврале Морское классификационное общество DNV предполагает, что цена на выбросы составит €90 евро за тонну в начале года. В этом случае контейнеровоз, курсирующий между Европой и Азией, может понести расходы в размере около €810 000 ($887 000 или порядка 78 млн рублей по текущему курсу) в рамках ETS.