В пояснительной записке к проекту сообщается, что использование судов под флагом иностранных государств для определенных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном правительством РФ, или в соответствии с международными договорами.
С 30 декабря 2019 года вступили в силу поправки к Кодексу торгового мореплавания, согласно которым суда под флагом РФ имеют исключительное право вести морские перевозки углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта перегрузки или выгрузки.
Такое же право закрепляется за морскими судами в отношении перевозок нефти, природного и сжиженного газа, а также газового конденсата и угля.
Ожидается, что закон поможет при необходимости привлекать к использованию ходящие под иностранными флагами суда без срыва контрактов. Такая необходимость может возникнуть во время реализации крупных инвестиционных проектов или при условии, что специальные суда отсутствуют в российском реестре.
Ранее кабмин разрешил ряду судов под иностранным флагом до 30 декабря 2043 года перевозки СПГ по Севморпути. Также до 30 декабря 2021 года по Севморпути разрешены международные морские перевозки природного газа и газового конденсата судами под иностранным флагом.
В августе 2018 года компания "НОВАТЭК" обратилась в Минтранс с просьбой разрешить ей каботажные перевозки СПГ по Севморпути судами не только под флагом России. Глава компании Леонид Михельсон тогда отмечал, что принятые поправки не позволяют использовать 15 газовозов "Ямал СПГ" без соответствующего разрешения правительства.
Северный морской путь, или Северный коридор, представляет собой кратчайший маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана.
Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются "Норникель", "Газпром", "Роснефть", "Росшельф", Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Чукотка.