Инвестиции направят, в том числе, на строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, а также аварийно-спасательных центров и создание орбитальной группировки спутников.
Ряд проектов для развития Севморпути уже реализованы, подчеркнул глава правительства: создана современная система управления, которая повысила эффективность судоходства и его безопасность, а с космодрома Восточный запущен спутник радиолокации ледовой обстановки, являющийся частью этой системы. В этом году с опережением графика запланирован вывод на орбиту пяти метеорологических спутников, которые обеспечат непрерывное наблюдение и помощь на всех арктических маршрутах.
В рамках реализации плана развития Севморпути построено три атомных ледокола, в том числе самый мощный в мире – «Арктика», а также завершено строительство морского терминала «Утренний» в Обской губе. Уже в августе он примет первый плавучий завод по производству СПГ. Сообщается также о запуске регулярных каботажных рейсов атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» из порта Санкт-Петербурга в дальневосточные порты и обратно.
Поддержать грузопоток по Севморпути должен и закон о северном завозе, законопроект о нем прошел первое чтение в Госдуме. Задача такова: обеспечить рентабельную грузовую базу до уровня свыше 190 млн т, для реализации этой задачи подписано 6 соглашений с ключевыми инвесторами. В рамках данной работы ведущие арктические компании в ближайшие годы намерены увеличить объем перевозок. В результате федеральный бюджет получит дополнительные поступления, которые превысят 20 трлн рублей.
«Решающим фактором для бизнеса является возможность свободно перенаправлять грузы по любому маршруту – в восточном или западном направлении, оставаясь при этом в российском территориальном море и исключительной экономической зоне, что значительно усиливает конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке», – сказал М. Мишустин.
Отмечается востребованность Севморпути у партнеров из других стран . Ведь этот маршрут является кратчайшим для транзита товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая в порты Европы. К проекту проявляют интерес компании из Индии.
В России не исключают и развитие туризма в арктической зоне. По подсчетам на Крайний Север будут приезжать 1,5 млн человек.