«Руководство Панамского канала, как оно уже заявило, готово установить диалог с соответствующими должностными лицами США относительно транзита военных судов из указанной страны», – говорится в заявлении.
Ранее Госдепартамент США сообщил об отмене платы вскоре после визита госсекретаря Марко Рубио в Панаму, где он провел переговоры с президентом страны Хосе Раулем Мулино. На встрече М. Рубио заявил, что американский лидер Дональд Трамп рассматривает усиление влияния Китая в регионе как угрозу, а также выразил недовольство «смехотворно высокими тарифами» на проход через канал. Он также пригрозил вернуть контроль над стратегическим водным путем под управление Вашингтона.
Исторический контекст и позиция Панамы
Панамский канал находился под контролем США до 1999 года. В 1977 году президент США Джимми Картер и глава Панамы Омар Торрихос подписали соглашение о его постепенной передаче Панаме. Согласно второму договору, США утратили право на размещение военных объектов в зоне канала, но сохранили возможность транзита своих военных судов.
Президент Панамы Хосе Рауль Мулино ранее называл утверждения о китайском влиянии на канал «чушью». Однако после встречи с М. Рубио он заявил, что правительство проверит порты, управляемые китайскими компаниями. Кроме того, Панама отказалась продлевать меморандум о взаимопонимании с Китаем в рамках инициативы «Один пояс – один путь».
Расширение сотрудничества с США
5 февраля Пентагон сообщил, что глава ведомства Пит Хегсет провел переговоры с Х. Р. Мулино, в ходе которых стороны договорились о расширении сотрудничества между вооруженными силами США и силами безопасности Панамы.
«Они согласились, что Соединенные Штаты и Панама поддерживают прочные отношения и разделяют многочисленные интересы в сфере безопасности, включая защиту Панамского канала», – говорится в заявлении Министерства обороны США.