«Не стоит забывать и об оперативности доставки сырья и комплектующих, а также минимизации рисков транспортировки экологически опасных грузов на дальние расстояния», – добавляет он.
Зарубежный опыт таков. Например, Keihin Industrial Zone в японском порту Иокогама выпускает более 40 млн т промышленной продукции в год при общем грузообороте порта около 130 млн т. В России так тоже можно, но необходимо «расчищать» территории за счет переноса части портовых мощностей из центра города на периферийные участки. На практике припортовая зона не всегда может быть цельной территорией – это может быть набор довольно крупных участков, примыкающих к портовым терминалам или складским комплексам.
«В отдельных случаях земли у текущих собственников будут выкупать. В частности, для этого возможно применение относительно нового инструмента – комплексного развития территории (КРТ). Также стоит отметить, что дефицит земельных ресурсов для формирования индустриальных зон на припортовых территориях заставляет внимательно относиться к их наполнению. Наибольшая эффективность будет достигаться при формировании в индустриальном парке промышленного кластера. В этом случае возникают значительные синергетические эффекты от кооперации предприятий-смежников», – говорит М. Фурщик.