Традиционные логистические маршруты из Азии в Россию сегодня имеют свои сложности. Плавание через Красное море сопряжено с рисками из-за обстрелов, поэтому лишь один из глобальных морских операторов (CMA CGM) использует сегодня маршруты через Суэцкий канал. (Эксперты Alphaliner предполагают, что перевозчик договорился с хуситами о безопасном проходе в обмен на заходы в ливанские порты Бейрут и Триполи.) Стабилизация на Ближнем Востоке в обозримом будущем не прогнозируется, поэтому на восстановление безопасности судоходства в регионе надеяться не приходится.
Отправка контейнеров вокруг Африки может быть вполне приемлемой для некоторых игроков рынка, но для многих это слишком долго, а в современных условиях время — это тоже фактор риска.
Автомобильные и железнодорожные перевозки из Азии сталкиваются с ограничениями транспортной инфраструктуры. Проблемы в Красном море значительно усугубили ситуацию. Заторы на погранпереходах и в портовых терминалах увеличивают сроки доставки на недели, а иногда и месяцы. Проблема постепенно решается, но на ее кардинальное решение потребуется еще много времени.
В перспективе возможна напряженность в морском бассейне вокруг Китая. Риски военного конфликта между Китаем и его потенциальными противниками (странами AUCUS) возрастают, и в случае их реализации СМП станет еще более привлекательным. При этом крайние точки морского этапа могут сместиться из китайских портов в российские порты Дальнего Востока.
Северный морской путь постепенно перестает быть экзотикой. И хотя пока еще очень немногие перевозчики открывают на нем свои сервисы, и немногие экспедиторы предлагают его своим клиентам, развитие идет уверенно как в количестве работающих судов, так и в их размере. Например, в прошедшую навигацию по СМП прошел контейнеровоз вместимостью 4,8 тыс. TEU.
Таким образом, Северный морской путь на фоне всех происходящих событий приобретает черты важной стратегической альтернативы, а его включение в портфель логистических решений становится значимым фактором повышения конкурентоспособности.