+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2024 11:01:58
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Северный морской путь: вынужденная, но перспективная альтернатива

Северный морской путь (СМП) для контейнерных перевозок из Азии в Европу до сих пор воспринимается участниками рынка как вынужденная альтернатива в условиях затрудненного использования традиционных маршрутов. Однако мировая ситуация складывается таким образом, что СМП обречен на развитие в качестве активного торгового пути, считают эксперты TELS GLOBAL.
Рассмотрим плюсы и минусы СМП: с одной стороны, ограниченный период навигации, необходимость временами использовать ледокольный флот и слабая транспортная инфраструктура; с другой — значительное сокращение сроков доставки (особенно по сравнению с маршрутом вокруг Африки), обход заторов на сухопутных погранпереходах Дальнего Востока и возможность обхода ряда санкционных ограничений для российских получателей.

Традиционные логистические маршруты из Азии в Россию сегодня имеют свои сложности. Плавание через Красное море сопряжено с рисками из-за обстрелов, поэтому лишь один из глобальных морских операторов (CMA CGM) использует сегодня маршруты через Суэцкий канал. (Эксперты Alphaliner предполагают, что перевозчик договорился с хуситами о безопасном проходе в обмен на заходы в ливанские порты Бейрут и Триполи.) Стабилизация на Ближнем Востоке в обозримом будущем не прогнозируется, поэтому на восстановление безопасности судоходства в регионе надеяться не приходится.

Отправка контейнеров вокруг Африки может быть вполне приемлемой для некоторых игроков рынка, но для многих это слишком долго, а в современных условиях время — это тоже фактор риска.
Автомобильные и железнодорожные перевозки из Азии сталкиваются с ограничениями транспортной инфраструктуры. Проблемы в Красном море значительно усугубили ситуацию. Заторы на погранпереходах и в портовых терминалах увеличивают сроки доставки на недели, а иногда и месяцы. Проблема постепенно решается, но на ее кардинальное решение потребуется еще много времени.

В перспективе возможна напряженность в морском бассейне вокруг Китая. Риски военного конфликта между Китаем и его потенциальными противниками (странами AUCUS) возрастают, и в случае их реализации СМП станет еще более привлекательным. При этом крайние точки морского этапа могут сместиться из китайских портов в российские порты Дальнего Востока.

Северный морской путь постепенно перестает быть экзотикой. И хотя пока еще очень немногие перевозчики открывают на нем свои сервисы, и немногие экспедиторы предлагают его своим клиентам, развитие идет уверенно как в количестве работающих судов, так и в их размере. Например, в прошедшую навигацию по СМП прошел контейнеровоз вместимостью 4,8 тыс. TEU.

Таким образом, Северный морской путь на фоне всех происходящих событий приобретает черты важной стратегической альтернативы, а его включение в портфель логистических решений становится значимым фактором повышения конкурентоспособности.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions