«Проблема одна: железнодорожная инфраструктура на Дальнем Востоке не развита. Порты элементарно не справляется с вывозом контейнеров», – говорит А. Тюрин.
Еще одна причина блокировки работы портов – это существенное снижение отправок экспортных контейнеров на железнодорожных платформах в адрес Дальнего Востока, добавляет он. Причем ситуация «огромного дисбаланса между объемами экспорта и импорта в пользу импорта» повторяется ежегодно. Но в конце августа года текущего ситуация для участников рынка стала критической: крупные китайские порты возобновили работу после длительных и многочисленных карантинов. Ситуация стала настолько сложной, что впервые,РЖД предложили вывозить груженые контейнеры не на специализированных платформах, а в порожних полувагонах. Эта мера за счет сокращения порожнего пробега в том числе и повысит эффективность использования железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, заявляет железнодорожный монополист.
«Уже не первый год проблему хотят решить попутной загрузкой полувагонов, но в прошлом году из всех терминалов только ППК-1 грузил в такие поезда», – говорит А. Тюрин.
Участникам рынка РЖД предлагают полувагоны после выгрузки угля со скидкой более 20%. Подсчитано, что даже с учетом скидки тариф все равно выше, чем на перевозку порожних полувагонов, которые уходят из портов после выгрузки угля пустыми. То есть РЖД не помогают разгрузить порты, а зарабатывает. Самим же портам предложено, чтобы снизить коллапс и достичь «оптимальной работы терминалов Дальнего Востока, снизить их уровень затаривания на 20%», об этом на совещании 26 сентября у первого вице-премьера Андрея Белоусова заявил глава Минтранса Виталий Савельев.
«Если говорят о необходимости снижать загрузку портов, то подразумевают отказ от судозаходов. То есть порты должны добровольно снижать грузооборот, а это огромные убытки», – говорит А. Тюрин.
Причем вывоз контейнеров в полувагонах не приравнивает поезд к контейнерному, а это значит, что грузовладелец ничего не выигрывает и по скорости доставки груза, добавляет он. Да и погрузка контейнеров в полувагоны – процесс более медленный, чем погрузка контейнера на специализированную платформу.