По итогам прошлого года фактический объем перевалки грузов в морских портах России, Балтии, Украины составил 820 млн т при реальном объеме мощностей в 1225 млн т и мощностей железной дороги в 372 млн т. «В 2020 году произошло небольшое падение по объему перевалки грузов через порты, связанное исключительно со сделкой ОПЕК+ и резким падением экспорта в связи с этим нефти и нефтепродуктов», – комментирует Д. Морозов.
Если рассматривать более локально, мощности Балтийского бассейна загружены на 62%. В частности, при реальной способности перегрузки 382 млн т в год перегружается 242 млн т, из них 123 млн т было перевезено железной дорогой в 2020 году.
Реальная перегрузочная способность Азово-Черноморского бассейна составляет 412 млн т, но по итогам 2020 года было перегружено 252 млн т, из них железными дорогами – 91 млн т. «Несмотря на серьезные объемы перевозки, из всех бассейнов Азово-Черноморский в наихудшей степени обеспечен железнодорожным сервисом – на 22%. По итогам прошлого года использовано 61% портовых мощностей бассейна.
36% грузооборота было перевезено по железной дороге – 91 млн т из 163 млн т общего объема», – отмечает Д. Морозов.
Наилучшая ситуация в плане обеспечения железными дорогами в Дальневосточном бассейне. Реальная мощность портов составляет 291 млн т, объем перевалки – 223 млн т по итогам прошлого года.
«По итогам прошлого года загрузка портовых мощностей в Дальневосточном бассейне составила 76%, по железной дороге обеспечено 58% грузооборота, что составляет 45% от текущей мощности. Другими словами, на сегодня используется меньше половины портовых мощностей», – говорит Д. Морозов.
Он напоминает, что в Дальневосточный бассейн входит 19 портов. Но 8 из них вообще не имеют железной дороги. «Необходимо понимать, что этот регион является транзитным во всех смыслах. То есть все грузы, попадающие в порты, так или иначе должны уехать. Поэтому здесь так высок запрос на железнодорожные перевозки», – поясняет Д. Морозов.
Что касается Арктического бассейна, здесь наблюдается выбытие неэффективных портовых мощностей и строительство новых. Д. Морозов отмечает, что в этом бассейне доля портовых мощностей, обеспеченных железнодорожным сервисом, очень мала. В частности, при портовых мощностях в 122 млн т грузооборот по итогам прошлого года составил 96 млн т, и всего 26 млн т из грузооборота было перевезено железной дорогой.
В Каспийском бассейне выбытие портовых мощностей связано с незначительностью грузооборота, неразвитостью транспортного коридора Север – Юг, обсуждаемого в течение многих лет, но по факту не имеющего реального грузопотока.