Со стороны частного бизнеса осваивать СМП должны сильные игроки – НЛМК, Роснефть, Газпром, Лукойл и другие. Те, кто может вкладываться в долгосрочное развитие, потому что обратно с СМП деньги пойдут не сразу. Оттуда, с Севера, в первую очередь идут ресурсы. А сам по себе логистический путь может быть экономически оправдан только в том случае, если суда будут проходить быстро, оперативно и провозить большое количество грузов. Суда с небольшим водоизмещением, небольшой грузоподъемности тоже нужны, но в качестве помощников, для доставок небольших партий грузов между местными портами.
Считаю, что в ближайшие годы СМП получит мощное развитие. Из опасений – только излишняя зарегулированность со стороны контролирующих органов – лишние административные барьеры опасны для экономического здоровья этого транспортного пути.