Согласно судебному решению 100% акций АО «Мурманский морской рыбный порт» были взысканы в доход государства. Компания перешла в ведомственное управление Росрыболовства. Недавно произошла смена ее руководства.
Как заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, сейчас проводится инвентаризация порта. «Нам предстоит на базе имеющейся инфраструктуры сделать современный, мощный логистический объект. Он должен быть ориентирован на рыбаков», – подчеркнул глава ведомства.
К сведению, грузооборот Мурманского рыбного порта за 2022 год составил 319,2 тыс. т, в том числе по рыбной продукции – 232,2 тыс. т, или 73% от общего объема.
Под знаком Росрыболовства
Портовая зона должна стать целым кластером по обслуживанию рыбопромысловых судов, перевалке, хранению и продаже рыбной продукции, добавил он, поскольку это стратегически важный транспортный узел для отрасли: незамерзающий порт круглогодичного использования, отправная точка Севморпути, выгодная площадка для экспорта рыбной продукции.
Проект комплексного развития терминала подразумевает открытие завода по переработке рыбопродукции, комплекса для хранения уловов в живом виде, контейнерного терминала, холодильного складского комплекса, мощностей по глубокой переработке краба и выпуску продукции-компонентов для фармацевтики и косметологии. Планируется, что на базе порта будет организована рыбная биржа.
И. Шестаков проинформировал, что ряд инвесторов уже проявил интерес к проекту.
«Это и государственные компании, и частные. Мы разработаем план, соберем пул потенциальных инвесторов и обозначим им возможное участие. Кроме того, вложим государственные средства в углубление и реконструкцию причала», – уточнил он.
Ремонт для своих
Власти региона говорят о необходимости развивать на базе рыбного порта и судоремонт. По словам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, рыбопромышленная отрасль столкнулась с высоким санкционным давлением. «Вопросы судоремонта стоят очень остро. Размещение его на территории порта – действительно рабочий вариант, здесь уже есть инфраструктура, есть готовность наших компаний инвестировать в развитие. Наша задача – подготовить и представить четкую, внятную программу развития», – заявил А. Чибис.
Вопрос с техническим обслуживанием отечественного флота в северо-восточной Атлантике действительно актуальный, говорит начальник управления флота, портов и международного сотрудничества Росрыболовства Сергей Симаков.
Немало рыбопромысловых судов ремонтируется на норвежских верфях. В этом году для российских рыбаков открыты порты Киркенес и Тромсе. Однако в связи с напряженной геополитической ситуацией нет гарантий, что местные судоремонтные компании не прекратят обслуживание этих судов, и тогда встанет вопрос, где ремонтировать промысловый флот, считает чиновник.
«Эти ремонты плановые, регистровые. Помимо этого, флот немолодой, то есть у любого 40-летнего судна возможен еще и ремонт внеплановый. Плюс проблема усугубляется тем, что значительная часть этих судов является иномарками. Соответственно, это потребует какого-то импортозамещения», – рассказал С. Симаков.
Отсюда развитие базы судоремонта в Мурманской области является необходимым шагом.
Добавим, рыбопромысловая ситуация в этом регионе остается стабильной. В прошлом году в Северном рыбохозяйственном бассейне добыто 527 тыс. т водных биоресурсов. Это 11% от общероссийского вылова. За 5 месяцев этого года улов составил более 200 тыс. т.