Сегодня власти ставят задачу перед судостроительной отраслью оперативно провести локализацию по критическим позициям, добиться по возможности максимальной технологической независимости.
Например, доля иностранного судового комплектующего оборудования у популярного сухогруза RSD-59 – 41%, промыслового судна проекта ST-192 – 89%.
При этом верфи должны сделать существенный прорыв с точки зрения наращивания объема производства кораблей. Утвержденная правительством РФ программа гражданского водного транспорта предусматривает строительство 260 судов в ближайшую пятилетку.
Флот нужен здесь и сейчас
«Спрос на флот большой, флот нужен здесь и сейчас, судовладельцы не готовы ждать по 5 лет, пока мы что-то им предложим. Ну вот на сегодняшний день суда, бывшие в употреблении, с возрастом 15–20 лет, стоят в 1,2–2 раза дороже чем те, которые контрактуются сегодня, похожих классов», – рассказал генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.
В частности, для перевозок по Севморпути планируется сдать 30-40 газовозов в рамках проекта «Новатэка», 15 танкеров – для проекта «Восток Ойл». Причем такое количество флота предполагается построить в ближайшие 5 лет. Но этот срок вызывает сомнения, считает директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.
В настоящее время более 40% судов снабжения СМП старше 30 лет, более 80% - старше 20. Способны ли судостроители преодолеть темпы старения специализированного флота, выводя на арктические маршруты новую технику, задается вопросом эксперт. «Технологически кто их построит? Мое личное мнение, что никто», – полагает он.
Проблема здесь не только технологическая, но и финансовая. При строительстве 5 и 6 атомного ледокола для СМП с государством предусмотрено финансирование судов на паритетной основе, то есть половину должны обеспечить внебюджетные источники. «Звучит сумма 140 млрд руб. Но кто возьмет 140 млрд под 10%», – риторически спросил В. Рукша.
От головного – к серии
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов все же оптимистичен. Изменения в судостроительной отрасли очевидны, хотя необходимо дальнейшее развитие. «Было сложно, но мы смогли переориентироваться на альтернативные источники современных систем пропульсии и при этом не останавливали нашу работу», – заверил гендиректор ОСК.
Ожидается, что в текущем году заказчикам корпорацией будет передано 28-31 гражданское судно.
Глава ОСК рассказал о начале строительства серии универсальных сухогрузов-контейнеровозов проекта 00108 для МТК Север-Юг. «В дополнение к тем мультимодальным перевозкам, которые уже очевидны, мы планируем запустить регулярную контейнерную линию, которая будет работать от Санкт-Петербурга и северных морей до севера Ирана, а дальше уже через трансмодальные перевозки можно достичь Индии», – проинформировал менеджер.
Кроме того, ОСК готова продолжить строительство ледоколов для СМП, уточнил А. Рахманов.
Между тем нужны дополнительные меры государственной поддержки. По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, крайне важно поддержать судостроителей на первых этапах освоения новой техники, потому что когда они войдут в серию, продукция станет дешевле.
Определенной мерой поддержки отрасли является программа по обновлению водного транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния. Ее предполагается расширять.
«Лизинговая программа на 260 судов для нашего судостроения – это только начало и это еще слабая цифра, явно не вызов. Мы рассчитывали и рассчитываем на больший объем средств господдержки в лизинговой программе, потому что по многим позициям нужно увеличивать количество судов в сериях. То же «Красное Сормово» может выпускать 10-12 RSD-59 в год», – сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
По его словам, только в серийных выпусках продукции отечественные верфи начинают зарабатывать.
«А когда мы идет от головного к головному судну, то никакой экономики не будет – ни у верфей, ни у поставщиков судового комплектующего оборудования», – уточнил чиновник.