Объем перевозок грузов через морские порты России, напомним, составил 820,8 млн т (-2,3%), в том числе сухогрузы – 404,7 млн т (+7,6%), наливные – 416,1 млн т (-10,4%). Внешнеторговых грузов перевезли 744,8 млн т (-1,8%).
Рост грузооборота по сухогрузам эксперты объясняют положительной динамикой перевалки зерна, каменного угля, руды, минеральных удобрений, грузов в контейнерах, металлолома, а также незначительного прироста объемов перевалки черных металлов. А объем перевалки налива вызван снижением перевозок сырой нефти на 14,9%, нефтепродуктов, сжиженного газа.
«Грузооборот морских портов по направлениям показывает, что объемы снизились по всем направлениям, кроме сухогрузов в экспортном и каботажном направлениях. Доля экспортных грузов составляет 78,8% от общего грузооборота портов, импортных – 4,5%, транзитных – 7,5%, каботажных – 9,3%», – сообщается в обзоре.
Если рассматривать грузооборот отдельно по бассейнам, в Арктическом бассейне морские порты перегрузили 96,03 млн т (-8,4%). Объем перевалки сухогрузов сократился главным образом за счет угля, а также минеральных удобрений, что, в свою очередь, было вызвано аварией железнодорожного моста в направлении порта Мурманск.
Грузооборот портов Балтийского бассейна по итогам прошлого года составил 241,47 млн т с минусом в 5,8%. Как отмечается в обзоре, объем перевалки сухогрузов увеличился за счет каменного угля, черных металлов, руды, металлолома, грузов на паромах. В то же время в этом бассейне сократились объемы перевалки минеральных удобрений, прочих навалочных грузов в контейнерах, цветных металлов, рефгрузов, леса. Объем перевалки наливных грузов сократился за счет сырой нефти, сжиженного газа и пищевых грузов.
Отмечается, что основная доля перегрузки грузов в бассейне приходится на экспорт – почти 90%, каботаж и транзит составляют лишь 1,6% и 1,1% соответственно.
На 2,4% снизился грузооборот по итогам прошлого года в портах Азово-Черноморского бассейна – до 251,97 млн т. Здесь просела перевалка налива – за счет сырой нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа, химических грузов. Перевалка сухогрузов выросла главным образом за счет зерна, угля и минудобрений.
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна увеличился на 9,5% и составил 8,1 млн т. Здесь выросли как наливные грузы (за счет транзита сырой нефти из Казахстана), так и сухогрузы (преимущественно зерно, черные металлы, лес).
Также в прошлом году на 4,6% (до 223,19 млн т) вырос грузооборот Дальневосточного бассейна. Но если объем сухогрузов вырос, то налив, наоборот, сократился. Наибольший рост объемов грузопереработки отмечается в портах Шахтерск – на 18,5%, Корсаков – на 12%, Ванино – на 6,5%, Восточный – на 5,2% и Находка – на 4,7%.
Доля доставки грузов разными видами транспорта
Как сообщают эксперты АО «Морцентр-ТЭК», всего в прошлом году в морские порты России для отправки морем прибыло 722,73 млн т грузов, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим годом, из них сухогрузов – 356,34 млн т (+10,2%), наливных – 366,39 млн т (-10,8%).
При этом железнодорожным транспортом было доставлено 359,29 млн т (+3,6%), трубопроводным – 239,57 млн т (-12,3%), автомобильным – 80,1 млн т (+12%), морским транспортом – 25,71 млн т (-3,5%) и внутренним водным транспортом – 18,06 млн т (+14,2%).
«Основная доля грузов, доставляемых в морские порты, осуществляется железнодорожным транспортом – 49,7% и трубопроводным транспортом – 33,1%. На автомобильный транспорт приходится 11,1%, морской – 3,6% и речной – 2,5%», – поясняется в обзоре.
Вместе с тем объем отправленных из морских портов России грузов уменьшился на 4,7%, до 75,5 млн т, из них сухогрузов – 44,9 млн т (-5,8%), наливных – 30,5 млн т (-2,9%).
В прошлом году автомобильным транспортом из портов страны было отправлено 29,13 млн т, что на 6,4% меньше, чем за предыдущий год, морским транспортом – 28,67 млн т (-3%), по железной дороге было отправлено 12,65 млн т (-8,8%), трубопроводным транспортом – 4,85 млн т (+9%) и внутренним водным транспортом – 0,15 млн т (+4,1%).
«Основная доля грузов, отправляемых из морских портов, осуществлялась морским транспортом – 38%, автомобильным – 38,6%, железнодорожным транспортом – 16,8%, трубопроводным – 6,4% и внутренним водным – 0,2%», – отмечают эксперты.
Небольшое снижение контейнерооборота
Перегрузка контейнеров по итогам прошлого года сократилась на 0,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 5,2 млн TEU, в том числе количество груженых контейнеров составило 4,1 млн TEU (+1,4%), из них рефрижераторных контейнеров – 487,9 тыс. TEU (+5,2%), порожних – 1,1 млн TEU (-6,6%). При этом объем перевозок контейнеров в экспортном направлении сократился на 2%, в импорте – на 1,4%, в транзите – на 3,9%, а в каботаже отмечается рост на 6,7%.
«Доля перевалки контейнеров в экспортном направлении составила 40,4%, в импортном – 41,8%, в каботаже – 15,8%, а 2% перегружалось в транзитном направлении. Доли экспорта и импорта в ДФЭ практически одинаковые, однако в экспорте порожние контейнеры составили 30,6%, а в импорте – 7,3%. В экспорте большую долю составляет возврат порожних контейнеров от импортных поставок», – комментируют эксперты.
Основной объем перевалки контейнеров осуществляется в портах Санкт-Петербург – более 2 млн TEU, доля которого от общего контейнерооборота России составляет 39,6%, Владивосток – более 1 млн TEU (20,8%), Новороссийск – 783,2 тыс. TEU (14,8%), Восточный – 452,7 тыс. TEU (8,5%).
За 2020 год снижение перевалки контейнеров наблюдалось в портах: Большой порт Санкт-Петербург – на 5,5%, Калининград – 13,2%, Дудинка – на 1,9%, Мурманск – на 12,2%, Усть-Луга – на 20,2%. Динамика роста перевалки контейнеров отмечена в портах: Владивосток – на 4,5%, Новороссийск – на 2%, Восточный – на 14,7%, Петропавловск-Камчатский – на 6,8%, Магадан – на 19% и в целом по портам Сахалина – на 7,4%.
Объем перевозки грузов в контейнерах в морских портах России увеличился на 2,1% и составил 57,6 млн т. Средний вес одного груженого контейнера составил 13,98 т.
Перевозки внешнеторговых грузов
Объем перевозок российских внешнеторговых грузов через морские порты сократился на 3,7% и составил 774,4 млн т. Из них объем перевалки сухогрузов увеличился на 2,5%, до 400,49 млн т, наливных грузов – сократился на 9,7%, до 373,91 млн т. Снизились перевозки угля, металлов и лесных грузов, минеральных удобрений. В то же время увеличились объемы перевозки зерна, грузов в контейнерах и руды.
Как сообщают эксперты, объем перевалки внешнеторговых грузов в морских портах России за прошлый год составил 744,76 млн т, что меньше предыдущего года на 1,8%. Из них объем перевалки сухогрузов показал рост на 7,4% и составил 371,6 млн т, налива – падение на 9,5%, до 373,16 млн т.
В целом объем перевозок российских грузов через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии составил 29,6 млн т (-35,6%), в том числе сухогрузов – 28,9 млн т (-35,1%), наливных – 0,8 млн т (-49,3%).
Объем грузов в направлении стран Балтии снизился на 41,5%, было перевезено 20,87 млн т российских грузов. Согласно данным обзора, снизились объемы перевозок грузов по всей номенклатуре, кроме зерна.
Объем перевозок российских грузов в морские порты Украины уменьшился на 34,9% и составил 3,44 млн т. Здесь снизились объемы перевозок грузов по всей номенклатуре, кроме удобрений.
На 6,8% увеличился объем перевозок российских грузов в морские порты Финляндии – до 5,33 млн т, в том числе увеличились перевозки руды и минеральных удобрений.
«Необходимо отметить, что перевалка российской руды в портах сопредельных стран составляет более 40,22% от общего количества перевалки руды в морских портах и довольно высокой остается доля перевалки минеральных удобрений – 34%», – комментируют эксперты.
Перевозки по Северного морскому пути
Со ссылкой на данные администрации СМП, АО «Морцентр-ТЭК» сообщает о том, что объем перевозок грузов (без учета транзита) по итогам прошлого года составил 32,9 млн т, что в 1,5 раза больше, чем в 2019 году, в том числе генеральных – более 2,4 млн т (-9,8%), угля – 187 тыс. т (-20,1%), руды – 57 тыс. т (+5,6%), нефти и нефтепродуктов – более 8,2 млн т (+0,5%), газоконденсата – более 1 млн т (-13,9%), СПГ – более 18,6 млн т (+1,6%).
Что касается транзитных перевозок, в прошлом году было осуществлено 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухогрузов вырос в 4 раза – до 1,267 млн т, наливных грузов – 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад.
«Средняя продолжительность транзитного рейса составила 8,3 суток. Судно под российским флагом с мороженой рыбой преодолело акваторию СМП за 6,2 суток в направлении Восток – Запад», – говорится в обзоре.