Простая аналитика
О текущей ситуации в части эксплуатационной работы на ж/д транспорте, изменившихся – в стороны улучшения и ухудшения – показателях, рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Ситуация неоднозначная и комплексная – «тяни-толкай»: например, снижение РЖД темпов проведения ремонтных работ влечет улучшение показателя скоростей, и в частности – участковой. Но на этот рост накладывается борьба перевозчика с порожними вагонами, что, в свою очередь, мешает их ритмичному отводу с путей грузовладельцев под погрузку в точки, где у РЖД есть ограничения. Следовательно, это приводит к снижению грузовой базы. Еще одно следствие – рост оборота вагона продолжит расти с увеличением скоростей.
«К сожалению, увеличение скоростей не приведет к сокращению оборота вагона за счет того, что в 2025 году будет выстраиваться технология работы с порожними вагонами и это будет оказывать негативное влияние как на погрузку, так и в целом на показатель оборота вагонов, – сказал П. Иванкин. – Если будет увеличиваться парк порожних вагонов и снижаться погрузка, то ситуация будет ухудшаться еще значительнее. Уже сегодня на сети ежедневно курсирует на 200 тыс. порожних вагонов больше, чем 4 месяца назад».
Взгляд грузовладельца
На тему конкуренции в части очередности перевозок строительных грузов внутри страны и экспортного сырья, а также о том, что будет, если следовать поговорке «лучше меньше, да лучше» и перевозить массовые грузы не железнодорожным транспортом, а иным, рассуждал Денис Назаров, директор по закупкам и логистике АО «Цемрос» (компания формирует около 1% погрузки от всех грузов на РЖД).
О лайфхаках для промышленных предприятий, позволяющих эффективно работать и управлять парком в сложившихся условиях, рассказал руководитель департамента железнодорожных перевозок АО «Росхим» Александр Киревнин. Например, можно объединиться с партнерами и в составе организованных поездов возвращать порожние вагоны на предприятие. Восполнять дефицит специализированных цистерн возможно – также за счет объединения – с помощью управления единым парком: например, забирать во временное пользование профицитный парк вагонов у завода, вставшего на межремонтный период или осуществлять перевозку в альтернативном подвижном составе. Грузовладельцам также доступна опция получения тарифной скидки по договоренности с ЦФТО.
«Можно долго говорить, как тяжело нам жить, как плохо везет вагоны перевозчик, про высокие тарифные ставки, но мы должны понимать, что, работая в сложных условиях сегодня, мы способны принимать нестандартные решения и развиваться. Второе – среди нас нет конкурентов, мы все партнеры, и, объединившись друг с другом и с перевозчиком, мы сможем работать эффективнее», – подчеркнул А. Киревнин.
О важности маршрутизации говорил директор департамента операционной логистики АО «ОТЭКО» Айрат Сабиров. По его словам, компания пришла к формированию технологических маршрутов, объединяя разных операторов в один поезд.
Проекты для роста
Заместитель директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России Даниил Турланов и советник генерального директора АО «РЖД Логистика» Алевтина Кириллова объявили о подготовке проекта по субсидированию транспортных расходов импортеров, связанных с организацией поставок агропромышленной продукции из Республики Узбекистан в РФ железнодорожным транспортом в рамках проекта «Агроэкспресс».
В ходе открытого разговора также обсудили вопросы контейнерных перевозок, дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков; затронули вопрос пересмотра тарифной системы РЖД с 1 января 2026 года.
Об этом и многом другом читайте в статьях РЖД-Партнера, которые выйдут в ближайшее время, а также на страницах журнала РЖД-Партнер.