+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2025 09:23:21
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На СвЖД щебень сходит с рельсов

Борьба с «лишним» парком осложнила перевозки щебня для региональных строек на полигоне Свердловской железной дороги. Об этом сообщили респонденты РЖД-Партнера среди грузоотправителей.
На СвЖД щебень сходит с рельсов
«Ряд дорожно-строительных организаций вынуждены были распустить часть трудовых коллективов по домам. Две компании сообщили об остановке работы», – рассказал представитель дорожно-строительной компании.

По его словам, компании ждут новые проекты и новые правила игры. Ситуация не очень хорошая и в сегменте домостроения. Здесь также ждут новые проекты. Подобные паузы в несезон в регионах случаются. Однако сейчас в затруднительное положение попали и те из игроков, кто остался на плаву.

Обычно и строители, и автодорожники зимой создают запасы инертных материалов, чтобы быть готовыми начать работу, как только появятся заказы и финансирование. Но сейчас для тех, кто традиционно ориентировался на железную дорогу, это стало нереальным.

Свободный порожний парк под погрузку щебня разбирают за несколько минут. Не успел – значит, жди следующие сутки. Некоторые ждали в декабре прошлого года и январе текущего года по 15–20 дней. Причина – введенные ограничения на перемещения порожнего парка по местам его дислокации.

Эффект хлыста

Это поставило отправителей в ложное положение: если заранее не заказать полувагоны, то грузить будет нечего. А если сделать поправку на риски, связанные с политикой перевозчика и новыми шахматками ЦД, то можно нарваться на штрафы за простои от операторов.

«А они в создавшейся ситуации сами страдают от принятых перевозчиком мер по борьбе с «лишними» вагонами. Срабатывает эффект хлыста: оператор не только штрафует за простои, но и перегревает ставку аренды, вводя повышающий коэффициент. Надбавка в итоге может составить до 40% к объявленному уровню ставки. Это, по сути, плата за риск, который создают ограничения на перемещения порожнего парка», – рассказали клиенты.

Железнодорожная составляющая перевозок щебня фактически подорожала. Мало того, что перевозчик индексировал свой тариф, так еще и создал условия, при которых увеличились затраты операторов. И они вынуждены закладывать их в свои ставки.

Парадокс заключается в том, что прайсы подскочили на фоне избытка свободного парка. Клиент видит порожние полувагоны, которые другие операторы готовы предоставить ему недорого. Но не может их получить, поскольку перевозчик борется с «неэффективными», с его точки зрения, перемещениями порожнего подвижного состава.

Вагоны клиенту не разрешено подослать издалека. Можно взять только где-то поблизости. Причем сначала выбрать из брошенных поездов – вне зависимости, заадресованы вагоны куда-то или нет. Операторы, в свою очередь, не могут сами выбрать дальний маршрут, если не найдут попутную загрузку. Не получается найти вариант – значит, ждут решения перевозчика. Или меняют планы. И, соответственно, предоставляют подвижной состав тем, у кого нет выбора по ставке с повышенным коэффициентом.

Платить столько за создание запасов с прицелом на начало строительного сезона готовы немногие. Проще обратиться к автоперевозчикам.

Сложности с логистикой

Правда, как выясняется, это получается не всегда: логистика на полигоне СвЖД в ряде случаев привязана к рельсам. В таком случае персоналу транспортных предприятий не остается ничего другого, как сидеть на голодном пайке и останавливать работу.

Такова грустная история, которую рассказали в ООО «ППЖТ».

О проблемах, с которыми столкнулись в компании, ее представители поведали в эпистолярном жанре. С октября 2024 года руководство предприятия обращалось с письмами в ОАО «РЖД», ФАС РФ, в правительство РФ. Однако позиция железнодорожного перевозчика не изменилась.

Железнодорожные надежды…

Впрочем, обо всем по порядку. В ООО «ППЖТ» приобрели вагоны в собственность, что было обусловлено чрезмерно высокими тарифами существующих на рынке операторов железнодорожного подвижного состава.

«Переход на перевозку в собственных вагонах существенно снизил транспортные расходы в себестоимости материалов. Реализация проекта позволила нашей компании создать комплексную, удобную модель поставок строительных грузов, повысить доступность железнодорожных перевозок для малого бизнеса, обеспечить своевременность и ритмичность поставок. Строительным компаниям это обеспечивает оптимизацию логистики и сокращение затрат. Бюджет получил существенное поступление налоговых платежей. Так, в 2020 году Обществом было уплачено 31,5 млн руб., в 2023 г. – уже 100,6 млн руб., с начала реализации проекта было создано 25 новых рабочих мест», – следует из писем предприятия.

…и железнодорожные страдания

Однако в процессе деятельности наша компания столкнулась с системными трудностями, которые ставят под сомнение возможность дальнейшей реализации проекта и в принципе всего существования нашей компании.

«В июне 2023 года введенный логистический контроль создал коллапс в обеспечении строительными материалами строительных компаний города Тюмени. ООО «ППЖТ» было вынуждено обратиться за помощью к губернатору Тюменской области. Московской межрегиональной транспортной прокуратурой 29.09.2023 г. ОАО «РЖД» было вынесено представление. На многочисленные обращения в структурные подразделения РЖД перевозчик отвечал, что задержки и отказы в отправлении вагонов обусловлены перегрузкой сети железных дорог порожним подвижным составом. Минтранс РФ ответил формальной отпиской, что, по информации РЖД, нами не соблюдены условия приказа № 214 от 07.07.2015, однако в реальной ситуации никто не разбирался. В 2024 году ситуация повторяется, задержки отправления порожних вагонов стали регулярными и достигают 12 дней, что является критическим для операционной деятельности нашей компании. Так, с 6 октября 2024 года по настоящее время все вагоны нашей компании простаивают на собственных путях. Перевозка запрещена, из-за занятости путей мы также не имеем возможности принять в свой адрес груженые вагоны, практически это означает приостановку работы», – цитируем строки из обращения ООО «ППЖТ» в правительство РФ.

В РЖД-Партнере уже не раз обращалось внимание на то, что меры, принятые ОАО «РЖД» в части борьбы с «лишними» вагонами, носят исключительно административный характер. И представители транспортных компаний это подтверждают: «На самом деле существующая проблема не в избыточности порожних вагонов, которые являются естественными спутниками груженых рейсов, а в дефиците инфраструктуры, повсеместном недостатке тягового подвижного состава, нехватке штатной численности обслуживающих работников ОАО «РЖД» и пр. Грузовладельцы отмечают нехватку инфраструктуры и тяги в РЖД по самым востребованным направлениям перевозок и видам грузов. Снижается скорость обработки грузов в зонах погрузки и выгрузки. Растет число брошенных поездов. В июле, по оценкам Союза операторов железнодорожного транспорта, количество брошенных поездов составляло свыше 100 000 ед., или около 9% парка. Станции не в состоянии обрабатывать грузы в срок. Заказчикам отказывают в погрузке. По некоторым направлениям подачу вагонов ждут месяцами на фоне достаточности вагонного парка на сети», – указывается в письме ООО «ППЖТ».

Такая ситуация на железной дороге вынуждает бизнес переходить на автотранспорт. По отдельным оценкам, сегодня уже около 65% внутренних грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Грузы, которые на автомобилях доставляются за 12 часов, по железнодорожным магистралям едут примерно 7 суток, если брать в расчет плечо в 650 км.

«Однако ООО «ППЖТ», как и множество других производственных компаний, не может просто взять и перейти на автоперевозки в угоду ситуативных задач ОАО «РЖД», так как на приобретение вагонного парка нами были внесены значительные инвестиции. Более того, производственный и технологический процесс компании настроен именно под железнодорожные перевозки», – обращают внимание представители ООО «ППЖТ».

В российских регионах испытывают проблемы с перевозкой щебня

Остается добавить: на СвЖД активно принимают меры по борьбе с «лишними» вагонами. Но при этом только в январе 2025 года на СвЖД поставили своего рода рекорд: было введено свыше трех десятков конвенций на разные станции. При этом погрузка по итогам 2024 года сократилась на 4%.
В том числе погрузка строительных грузов на СвЖД в 2024 году сократилась до 27 млн т (-17,2% к 2023 году).

Между тем одно только ООО «ППЖТ» имеет мощности для поставки щебня и песка для предприятий в Тюменской области в объеме около 1,5 млн т ежегодно. У ООО «ППЖТ» заключены прямые договоры поставки нерудных строительных материалов с производителями – добывающими карьерами. Поставки ориентированы на железнодорожный транспорт. Для этого и приобретался парк из 318 собственных вагонов.

Как выясняется, грузы на полигоне СвЖД есть. Инфраструктуру освобождают от «лишнего» парка. Но строительные грузы почему-то не принимаются на железную дорогу.

У клиентов складывается впечатление, что малый и средний бизнес, использующий железные дороги в своем производственном процессе, просто «выдавливают» с рынка. РЖД-Партнер направил запрос в пресс-службу СвЖД за комментарием.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions