«Основополагающий принцип, который должен найти отражение в новой модели, – справедливый экономически обоснованный тариф, который включается в составляющие для решения задач инфраструктурного развития и учитывает ключевые долговые индикаторы компании. В соответствии с поручением правительства Российской Федерации новая тарифная система должна вступить в действие с 1 января 2026 года. Прошу коллег закончить эту работу с Министерством экономического развития и с Федеральной антимонопольной службой», – заявил генеральный директор.
Что потенциально может измениться и как подготовиться к модернизации – эти вопросы немало волнуют участников рынка, поэтому обсуждение тарифных трансформаций закономерно вошло в доклады спикеров открытого разговора «Логистические решения транспортных компаний в условиях имеющихся ограничений на сети железных дорог» на полях выставки «ТрансРоссия 2025».
В газете «Гудок» насчет модернизации тарифной политики писали: «Выправить [перекос в экономической логике перевозочного процесса] должен справедливый, экономически обоснованный «чистый» тариф (без перекрестного субсидирования)».«Если пофантазировать и порассуждать, этот полный отказ от перекрестного субсидирования повлечет за собой полный отказ от трех тарифных классов, обозначенных в действующем Прейскуранте № 10-01, и внедрение принципиально новых подходов к субсидированию, например, географического или технологического, – говорит директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС» Денис Назаров. – Но по нашей предварительной информации, РЖД пока не готовы к таким радикальным изменениям тарифов, и нас, скорее, ожидает их «косметическое» сглаживание».
Важным в этой инициативе остается обеспечение баланса интересов всех отраслей промышленности на сети, потому что, «отсеяв все низкодоходное», можно остаться только – утрированно – с контейнерными перевозками и перевозками нефтепродуктов третьего класса. И какой эффект получит экономика от отказа в перевозке каменного угля, строительных грузов, металлургического сырья?
«Это сложная задача для регулятора – обеспечить баланс интересов с учетом транспортных издержек в конкретной отрасли, и мы всячески предостерегаем разработчиков данного тарифного руководства от резких решений, потому что с 1 января 2025 года были отменены скидки на перевозку минерально-строительных грузов, и стройматериалы ощутили повышенную тарифную нагрузку. Новые тарифные решения должны учитывать необходимость перевозки всех групп грузов и гармоничное развитие отрасли», – резюмировал Д. Назаров.
Широкомасштабных структурных изменений не прогнозирует и президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: «Глобального пересмотра Прейскуранта № 10-01 мы, скорее, не увидим, учитывая то, что осталось мало времени на согласование. Поэтому вопросы будут решаться конкретно по направлениям. Можно предположить, что параметрическая модель сохранит свою формулу, которая была заложена в прейскуранте от 2003 года. Тогда что может обсуждаться? Например, вопросы классификации грузов. Саму трехклассовую систему менять в ближайшее время не будут, но вопрос «разброса» тарифного коэффициента по классам – вполне возможно. Под угрозой повышения тарифов остаются порожний пробег, контейнерные грузы. За счет того, что последние хорошо прибавляют в грузовой базе, и вместе с тем был период их значительной недоиндексации, внутри компании определенно сложился перекос в затратах, и его надо компенсировать. Грузы первого тарифного класса тоже под угрозой – могут рассматриваться вопросы по дополнительному стимулированию к их перевозкам с корректировкой на поясах дальности», – поясняет эксперт.
Отметим, вопросы, связанные с тарифообразованием на сети РЖД, будут подробно обсуждаться на деловом семинаре «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов», который состоится 17 апреля в г. Москве в отеле «Золотое кольцо» (ул. Смоленская, д. 5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Участие возможно как очно, так и онлайн.
На семинаре будут освещены различные темы, связанные с тарифообразованием: намерения ОАО «РЖД» ввести в действие новую тарифную систему, индексация тарифа на 2025 год и рентабельность перевозок грузов, тарифные методы борьбы перевозчика с «избыточным» парком, возможности применения скидок на сети РЖД, конкурентоспособность железнодорожных тарифов в сравнении с тарифами на других видах транспорта, динамика ставок операторов на аренду вагонов и др. К проведению семинара приглашены ведущие отраслевые эксперты.
По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru.